Cтраница 3
Обеспокоенная упорством, с которым Галилей отстаивал гелиоцентрическую систему мира, римская инквизиция в 1616 г. объявила учение Коперника еретическим и подвергла его строгой цензуре, а в 1620 г. запретила все публикации, проповедующие гелиоцентрическую теорию. Несмотря на запрет, наложенный церковными властями на любые сочинения, выдержанные в духе коперниканской ереси, папа Урбан VIII разрешил Галилею напечатать большой труд на запретную тему, полагая, по-видимому, что никому и никогда не удастся доказать истинность новой теории. [31]
Я - Выгодского, Арифметика и алгебра в древнем мире и Галилей и инквизиция, представляют собой не только глубокие исследования - они читаются как яркие художественные произведения, написанные подлинным мастером слова. Впрочем, это относится ко всему, написанному М. Я. Выгодским, в том числе и к его чисто математическим работам и к учебным книгам. [32]
Сказанное не имеет, конечно, целью оправдать неизъяснимо гнусную процедуру судебного процесса инквизиции. Инквизиция, может быть, и понимала если не разумом, то животом, что происходит что-то не то ( отсюда и относительная мягкость приговора, вынесенного Галилею), но остановиться не могла, достигнув некоего шизофренического состояния, когда правая рука не знает, что делает левая, а голова не знает, что делают руки. [33]
Опубликовав в конце 90 - х гг. восемь статей, в числе которых Средневековые ереси и инквизиция, Хозяйственная жизнь Западной Европы в конце средних веков и другие, Покровский впервые заявил о себе как о стороннике материалистического мировоззрения. [34]
Диалог начинается с предисловия, обращенного к благоразумному читателю, и выглядит самым неблагоразумным выпадом против инквизиции. [35]
Наука вынуждена была пробивать себе путь через анафемы, гонения, тюрьмы, пытки, костры инквизиции. [36]
Это сочинение вышло в 1632 г. Оно - то самое, за которое Галилей был осужден папской инквизицией. [37]
Конечно, согласия своего на уголовно-наказуемое истязание местный священник не давал, точно так же, как святая инквизиция не карала никогда сама, а передавала в руки светской власти, и не проливала никогда крови, а только предавала сожжению. [38]
В тихую монастырскую обитель все время доносятся звуки войны: вопли казнимых, стоны пытаемых в застенках инквизиции ( францисканцы привлечены к этой полезной деятельности); многие ждут конца света. [39]
Во всех европейских странах подобные меры и законы против евреев существовали только в мрачную эпоху средних веков, инквизиции, сожжения еретиков и прочих прелестей. В Европе евреи давно получили полное равноправие и все больше сливаются с тем народом, среди которого они живут. [40]