Просвещенный человек - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Девушке было восемнадцать лет и тридцать зим. Законы Мерфи (еще...)

Просвещенный человек

Cтраница 1


Просвещенный человек, по Канту, это человек зрелый, ставший совершеннолетним, имеющий смелость жить своим умом, не подчиняясь слепо авторитету, традиции, догме. Он не видит в этом отношении разницы между тунгусским шаманом и европейским католическим прелатом. Различные внешние проявления религии, организации, догматика, - все это религиозные иллюзии, напрасный труд.  [1]

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.  [2]

Просвещенным человеком на Руси слыл черниговский князь Святослав ( сын Ярослава Мудрого), наполнявший свои клети многочисленными божественными и светскими книгами.  [3]

Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое общее образование с профессиональной выучкой.  [4]

Новый университетский устав 1835 г. передавал руководство делом просвещения в руки попечителей учебных округов ( назначавшихся частью из генералов) и ограничивал ( но не уничтожал) университетскую автономиюГСам Уваров был просвещенным человеком, и университетская - наука могла жить Ш развиваться под его отеческим попечением. Положение изменилось после европейской, революции 1848 - 49 гг., когда напуганный революцией Николай переходит к системе безудержной реакции и обскурантизма.  [5]

Просвещенный человек способен, полагаясь на собственный разум, на науку, устроить свою жизнь на разумных и справедливых началах. Перед ним открывается перспектива безграничного прогресса, ведущего в царство разума. Поскольку общество и составляющие его группы могут иметь разумную форму организации и преследовать рациональные цели, разум является, в сущности, атрибутом индивида, индивидуальным свойством разумного человеческого существа, способного выбирать ту или иную группу, ту или иную форму организации своей жизни, в которой оно реализует себя. Объединенные в общество, они выбирают и формируют условия своей жизни, социальную среду. При этом возникает вопрос о том, как этот индивидуальный разум относится к такому фактору, существующему в обществе, как поклонение богу или богам этого общества, какой-то конкретной социальной среде. Чтобы ответить на этот вопрос, исследователь должен более или менее объективно относиться к обществу и религии, без этого невозможна наука; но для этого должны сложиться такие условия, когда общество подвержено переменам и таким образом становится возможным постановка вопроса о богоустановленности, о священных устоях существующего в нем порядка.  [6]

Кант ( 1724 - 1804): разум обладает более сильными аргументами, чем те, которыми располагает церковная доктрина и священное писание. Просвещенный человек должен жить собственным умом, освободившись от сковывающих разум догм, неоправданных запретов и робости перед авторитетами - будь то политическими или религиозными. Философское рассмотрение религии в пределах только разума призвано не опровергнуть религию, а извлечь рациональное содержание из религиозных представлений и мифов и таким образом дать человеку разумную религию; вместе с разумным государством и правовым порядком разумная религия поможет человеку стать тем, чем он является по природе своей и вести добродетельную жизнь, быть толерантным, преодолеть догматизм и фанатизм, покончить с конфессиональным диктатом в вопросах веры, нетерпимостью. Разумная, истинная религия есть моральная религия; религия основывается на разуме как основе морального поведения, помогает человеку понять свои обязанности как категорический императив, как божественную заповедь, как безусловное требование в любых обстоятельствах выполнить моральный долг. Просветительская критика религии в лице Канта утверждает самостоятельность человека и человеческого разума, реформирующего историческую религию и придающего ей разумный вид, но при этом признается социальная полезность естественной или разумной религии как основы морального порядка в обществе.  [7]

В глазах невежды моральный мир постоянно находится в состоянии покоя и неподвижности... Иначе смотрит на вещи просвещенный человек, - утверждал К - Гельвеции. Действительно, нравственное миропонимание человека изначально зависит от его образования. Необходимо иметь систему этических знаний, призванных служить духовным компасом в поисках истины, справедливости, в утверждении своих гражданских позиций.  [8]

Все это позволяет считать работу Порядок из хаоса не просто еще одной книгой, а своеобразным стимулом, побуждающим нас к критическому пересмотру целей науки, методов и теоретико-познавательных установок - всего научного мировоззрения. Книгу Пригожина и Стенгерс можно рассматривать как символ происходящих в наше время исторических преобразований в науке, игнорировать которые не может ни один просвещенный человек.  [9]

Даже такие гениальные мастера, как Фидий, Поликлет, Пракси-тель, чьи имена ныне известны каждому просвещенному человеку как имена величайших скульпторов, считались лишь ремесленниками, их общественное положение мало отличалось от положения гончара или ювелира.  [10]

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом. Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность. Пушкин, Заметки и афоризмы.  [11]

Мы недовольны теорией невмешательства власти в экономические отношения вовсе не потому, что были противниками личной самостоятельности. Напротив, именно потому и не нравится нам эта теория, что приводит к результатам совершенно противным своему ожиданию. Желая ограничить деятельность государства одной заботой о безопасности, она между тем предает на полный произвол его всю частную жизнь, дает ему полное право совершенно подавлять личность. В самом деле, что нельзя оправдать под предлогом охранения порядка, и какие меры из всех, кажущихся стеснительными в глазах просвещенного человека, не представляются нужными для охранения общественной безопасности людям менее просвещенным.  [12]

К сожалению, наше общество гораздо охотнее облагает налогами, чем предоставляет субсидии, но и то и другое одинаково оправдано. Американская традиция пуританства и преувеличенная вера в рациональность потребителя объясняют, почему мы так отстали от европейских стран в понимании необходимости образовывать публику и стимулировать ее к большему наслаждению жизнью. Должно быть, это одна из главных причин, почему наш более высокий уровень жизни, похоже, приносит не так уж много пользы. Короче, даже самая лучшая модель рыночной экономики не может обеспечить потребителя лучшей жизнью, чем он заслуживает по своим знаниям и культуре. Поэтому научить потребителя предъявлять запросы просвещенного человека так же важно, как просто удовлетворять его требования.  [13]

Записка содержит соображения, которые, однако, вряд ли можно рассматривать как научно-педагогические взгляды Лобачевского. Она состоит из двух частей. Вторая - ученая часть - содержит соображения об организации учебного дела. Основная мысль заключается в том, что возможна двоякая постановка учебного дела в высшем учебном заведении. Одна ( германская), шреподаватель-ная, заключается в организации большого числа читаемых курсов, причем студентам предоставляется свободный выбор предметов, которые они хотят слушать; другая, педагогическая ( преимущественно французская), заключается в установлении детальных программ, которые студенту, выбравшему то или другое отделение, надлежит усвоить. Средняя школа должна дать общее образование, необходимое для каждого просвещенного человека; высшая школа должна дать образование, соответствующее индивидуальным склонностям и способностям каждого учащегося.  [14]

Подъем культуры был подготовлен еще XVII веком. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоящая религиозным ценностям. Идеал веры заменяется идеалом рационального познания, идеал святого - идеалом знающего просвещенного человека.  [15]



Страницы:      1    2