Cтраница 2
Обучение, В этом опыте экспериментатор ставит себя в положение ученика, а испытуемого - в положение учителя. При этом на нулевом уровне экспериментатору необходимо получить только те сведения о задаче, которые необходимы для понимания им обучающих действий учителя. Положение учителя, в которое ставится испытуемый, обычно создает благоприятную эвристическую установку. Учитель старается, чтобы ученик прошел все те этапы, которые были пройдены в свое время испытуемым. В ходе обучения вспоминаются и различные интересные ситуации, а также рецепты поведения в них. С другой стороны, опыт по составлению программ и установка на алгоритмическое описание задачи обеспечивает со стороны ученика постепенное наращивание сведений, которые кладутся им в основу алгоритма. Коренное отличие обсуждаемого типа эксперимента от других заключается в том, что здесь моделируются не только поведенческие, но и мыслительные акты. Экспериментатор анализирует в ходе эксперимента свою мыслительную деятельность. Тогда как в процессе экспериментов типа фиксация или опрос рассматриваются и анализируются поведенческие акты испытуемого, которые являются функцией его мыслительных актов. [16]