Cтраница 1
Алдар и Зухра воплощают в себе лучшие черты характера народа. [1]
Алдар, Бела и Балаш имеют специальности аптекаря, бухгалтера, агронома - каждый по одной специальности. Они живут в Будапеште, Бекешчабе, Асоде. У двух из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что их имена. Жена аптекаря доводится Балашу младшей сестрой. Кто где живет и у кого какая профессия. [2]
Речь идет об Алдаре батыре, который во время Азовского похода Петра I в поединке одолел крымчанина, добыл языка в ночной разведке, вел переговоры о присоединении хана младшего Жуза Абулхаира к России. [3]
В сказаниях Кузыйкурпэс и Маянхылыу, Алдар и Зух-ра, Кусяк-бий, в отличие от мифологического эпоса, реально проступает быт, обычаи, верования, традиции кочевого хозяйства, празднества, спортивные состязания. Они насыщены глубоким лиризмом, мотивами любви и верности, преданности друг другу. [4]
Следует отметить самое главное: чтобы встать в один ряд с предводителями башкирских восстаний Акаем, Алдаром, Карасакалом, Батыршой и др., имена которых глубоко запали в сознание народа, личность должна обладать силой, способной поднять своих соотечественников на великие дела. [5]
Алдаром Исянгильдиным, возглавил повстанцев Ногайской и Казанской дорог. [6]
Кузыйкурпяс и Маянхылу, Алдар и Зухра и др. наделяется также знахарскими способностями, силой прорицания. [7]
Урал-Батыр, Акбузат), хикаят ( Кузыйкурпяс и Маянхылу, Алдар и Зухра), иртяк ( Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылыу), кысса ( Тахир и Зухра, Юсуф и Зулейха); 2) род худ. [8]
В них выражены не только муки Салавата, но и страдания всего башкирского народа. Совершенные, опираясь на джигита по имени Салават, исторические дела не только поставили молодого воина и поэта в один ряд с такими великими личностями, как Алдар и Карасакал, но и сделали его самым известным, самым любимым. Народ сложил о нем много песен, прославил его дела в легендах и преданиях. [9]
Башкортостана, был известен далеко за его пределами; играл на курае, прекрасно знал историю, нар. По предположению ряда ученых, изданная в Казани в 1812 повесть Куз-Курпяч и найденная в сер. Алдар и Зухра были написаны на рубеже 18 - 19 вв. [10]
Яика до Казани, Вятки и Кунгура. Вызвано введением в 1704 доп. Алдар Йсянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Иман батыр, Дюмей Ишкеев, Хази Аккус-каров, Уракай Юлдашбаев и др. Восст. Башкирию была направлена карат, экспедиция во главе с Сергеевым. [11]
Но царское пр-во отказалось рассмотреть челобитную. Дюмея Иш-кеева повесили, а ост. Башкиры Ногайской и Казанской дорог во главе с Алдаром Исян-гильдиным и Кусюмом Тюлекеевым в окт. Каму, вторглись в соседние Кунгурский, Вятский и Казанский уезды. [12]
Древнего Востока: его сюжеты бытовали в араб, и персидской лит - pax еще в 10 в. Известны прозаические и поэтические варианты. Центр, герой - Бахтияр, в младенчестве потерявший родителей и воспитанный неким Фархисарваром, повзрослев, стал служить у падишаха Азатбахита и по ложному обвинению был приговорен к смертной казни. Благодаря своим поучительным хикаятам, Бахтияру удается отодвинуть казнь на 10 дней; в последующем падишах, узнав в нем потерянного сына, возводит его на трон. Башкортостане ( Рукописный фонд Института истории, языка и литературы УНЦ РАН), считается одним из самых ранних. Салихов, композиционную схожесть с ним имеют эпос Алдар и Зух-ра и др. произв. [13]
Но царское пр-во отказалось рассмотреть челобитную. Дюмея Иш-кеева повесили, а ост. Башкиры Ногайской и Казанской дорог во главе с Алдаром Исян-гильдиным и Кусюмом Тюлекеевым в окт. Каму, вторглись в соседние Кунгурский, Вятский и Казанский уезды. Хованский от имени пр-ва обещал отменить требования прибыльщиков, простить повстанцев и рассмотреть жалобы на произвол местных властей. В Зауралье развернулась борьба под рук. Алдара Исянгильдина и Уракая Юлдашба-ева. Повстанцы установили связь с каракалпаками и совместно с ними нападали на остроги, слободы, з-ды, монастыри и села, расположенные на баш. Исеть, Миасс и Теча. [14]