Арсение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Земля в иллюминаторе! Земля в иллюминаторе! И как туда насыпалась она?!... Законы Мерфи (еще...)

Арсение

Cтраница 2


Мацеевич принадлежал к числу подвижников типа патриарха Никона и протопопа Аввакума. Более того, упорство Арсения выглядело более безрассудным и обреченным, чем, например, Никона: тогда светская власть лишь двигалась к абсолютизму, теперь абсолютная монархия утвердилась и окрепла; тогда существовало патриаршество, теперь церковными делами командовал послушный светской власти Синод, низведенный до обычного правительственного учреждения; тогда события приобрели значение трагедии и имели огромный резонанс не только внутри страны, но и за ее пределами, теперь они выглядели фарсом, по крайней мере им пыталась придать такой характер императрица, и оставили малозаметный след в истории.  [16]

Описи и списки в монастырских библиотеках составлялись, чтобы обеспечить необходимым материалом совершавшиеся в монастырях религиозные обряды и чтения. Такой была, например, опись Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в конце XV века, во второй части которой расписаны 957 статей из 24 сборников библиотеки. Особенно интересен в этом отношении Указец книгохранителя Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высоцкого, составленный с целью отыскания текстов для чтения во время монастырских служб. И опись Кирилло-Белозерского монастыря, и Указец являются первыми сохранившимися библиографическими трудами, составленными в библиотеках.  [17]

Оно клонится - написано в докладе - к оскорблению ее императорского величества, за что Арсений подлежит великому осуждению. Екатерина хотя и обнаружила в докладе Синода превратные и возмутительные толкования Священного Писания Арсением, а также его посягательство на спокойствие подданных, но, стремясь прослыть гуманной и проявляя милосердие, поручила определить наказание Синоду.  [18]

Лапотникова, и отдан ему образ из тиунской избы для переписки, лице выскребено, а скребли образ по патриархову указу. Выступил Софрон Лапотников и стал говорить: Мне было от этого образа явление, приказано показать его мирским людям, а мирские люди за такое поругание должны стать. Мирские люди подхватили: На всех теперь гнев божий за такое поругание: так делали иконоборцы; во всем виноват патриарх, держит он ведомого еретика старца Арсения, дал ему волю, велел ему быть у справки печатных книг, и тот чернец много книг перепортил, ведут нас к конечной погибели, а тот чернец за многие ереси вместо смерти сослан был в Соловецкий монастырь; патриарху пристойно было быть на Москве и молиться за православных христиан, а он Москву покинул, и попы, смотря на него, многие от приходских церквей разбежались, православные христиане помирают без покаяния и без причастия. Напишите, бояре, к государю царю, к царице и царевичу, чтоб до государева указа патриарх и старец Арсений куда-нибудь не ушли. Пронский с товарищами начал уговаривать земских людей всякими мерами, чтоб они от такого дела отстали: Святейший патриарх - говорил боярин, - пошел из Москвы по государеву указу, и когда соцкие к нему приходили бить челом, чтоб он в нынешнее время из Москвы не уезжал, то патриарх казал им государеву грамоту, что он идет по государеву указу, а не по своей воле. Народ выслушал это спокойно, но потом, в тот же день, толпа явилась у Красного крыльца, принесли иконные доски, говоря, что с этих досок образа соскребены: Мы, - говорили из толпы, - мы эти доски разнесем во все сотни и слободы и завтра придем к боярам по этому делу. При всем этом волнении соцкие не показывались, а предводительствовали и говорили гостиной сотни купцы - Дмитрий Заика, Александр Баев да Кадашевец Иван Нагаев.  [19]

Верста упоминается в летописях еще за 1097 г. Верста содержала в себе 750 сажен, что основывается на свидетельствах некоторых письменных источников. О широте и долготе Земли и о стадиях и о стяжаниих землемерству), где сказано: Стадие имеет сажени 100, поприще же ( верста - ) 750, и есть же убо едино поприще стадий 7 и пол. Однако стадий имел несколько значений, и потому определить отсюда точное значение версты затруднительно. Кроме того, в сообщениях древнерусских путешественников ( игумена Даниила [36], старца Арсения Суханова и др.) о расстояниях между теми или иными пунктами имеются расхождения друг с другом и с современными данными о тех же расстояниях, так как, по-видимому, расстояния указывались не на основании измерений, а приближенно или вследствие опросов местных жителей. Затруднительно использовать также географические сведения вроде следующего сообщения летописца: Град убо есть, отстоа от Киева, града столного 50 поприщь, имянемь Василевь [37] уже потому, что расстояния считались не по прямой линии, а вдоль путей сообщения, которые неоднократно изменялись, да и сами эти сообщения большей частью основывались на приближенных оценках.  [20]

Оно клонится - написано в докладе - к оскорблению ее императорского величества, за что Арсений подлежит великому осуждению. Екатерина хотя и обнаружила в докладе Синода превратные и возмутительные толкования Священного Писания Арсением, а также его посягательство на спокойствие подданных, но, стремясь прослыть гуманной и проявляя милосердие, поручила определить наказание Синоду. Милосердие Екатерины состояло в том, что она сохранила за Арсением монашеский чин, что освобождало его от суда гражданского и возможных истязаний.  [21]

На другой день, 25 октября, русские вступили в Кремль с торжеством. Земское войско собралось возле церкви Иоанна Милостивого, на Арбате, а войско Трубецкого за Покровскими порогами. Впереди духовенства был архимандрит Дионисий, приехавший из своей обители нарочно для такого великого торжества веры и Земли Русской. Из ворот, которые теперь называются Спасскими, а тогда назывались Фролов - скими, вышло духовенство, сидевшее в Кремле, с галасунским архиепископом Арсением.  [22]

Ректор Тульской ( с 1906), Новгородской ( с 1911) семинарий и настоятель монастыря прп. Тихвинский, викарий Новгородской епархии, одновременно настоятель Варлаа-мо - Хутынского мон. Арсением ( Стадницким) и др. арестован по обвинению в проведении освидетельствования мощей без санкции гражд.  [23]



Страницы:      1    2