Искусство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Искусство

Cтраница 4


Искусство как форма общественного сознания в значительно большей мере, чем другие формы общественного сознания имеет свои специфические характерные черты, свою внутреннюю логику, которая не только определяет его развитие, но и вызывает расхождения в понятийном определении искусства. Нам представляется, что при ее понятийном определении как вообще, так и в социологии, следует принимать во внимание его двойственную в своей основе природу. С одной стороны, искусство множественными и многозначными связями связано и укоренено в обществе, поэтому его следует понимать как общественное явление, которое создает общество и которое оказывает на него обратное воздействие. А с другой стороны, из методологических соображений необходимо отдавать должное внутренне присущим закономерностям и своеобразной природе, которые отличают искусство от других форм общественного сознания. Именно поэтому его нельзя оценивать только как общественное явление, а следует использовать и эстетические критерии. Именно поэтому такая двойственность природы искусства на протяжении истории была камнем преткновения при его осмыслении.  [46]

Искусство отражает объективную действительность в сознании людей особым образом. Чаще всего искусство по способу отражения им действительности в сознании людей определяется так, что оно отражает объективную действительность в образах и чувственных символах. Искусство по сути дела представляет специфическое познание жизни, которое не может дать ни одна другая форма общественного сознания. Эта форма общественного сознания является особой формой или способом, которое можно назвать образное познание, характерная особенность которого, в отличие от понятийно-абстрактного познания, состоит как раз в конкретно-отдельной форме отражения. Искусство таким образом является специфической формой общественного сознания, особым образом отражающей человека в определенное время как в его отношении к природе и действительности в целом, так и в контексте системы связей, существующих в его отношениях к обществу в целом, а также к отдельным социальным группам и общественным институтам. Оно выражает себя через деятельность людей в создании творений, которые оцениваются как прекрасные. Значит, искусство это не только познание мира специфическим образом, но и производство, создание определенных творений, с помощью которых человек показывает действительность с точки зрения того значения, которое оно имеет для него и его человеческого существования. Именно поэтому искусство, согласно некоторым точкам зрения на этот счет, может быть условно определено как материализация человеческих эмоций.  [47]

Искусство по своей сути всегда ангажировано, так как его суть вытекает из классового характера и той природы, которая скрывается в человеке и существует для него. Обладая привлекательностью и красотой, искусство имеет возможность подать свою ангажированность гораздо более успешно, чем, например, философский трактат. Ввиду этого еще Платон изгнал искусство из своего идеального государства, увидев в ней способность самым убедительным образом воздействовать на людей, изменять их и вскрывать лживость идеологического сознания классовой системы. На протяжении истории такое изгнание, к сожалению, часто повторялось.  [48]

Искусство состоит в тесной связи со всеми формами общественного сознания, в том числе и с наукой. Подчеркивая эту связь Анатоль Франс писал: Наука без литературы схематична и груба, литература без науки пуста, так как суть литературы - знание. Но даже, несмотря на тесную связь науки и искусства, существует разница между художественным и научным осознанием действительности. Наука осознает действительность такой, какой она и является, то есть объективно. А искусство осознает и показывает действительность учитывая ее значение для человека. Именно в том, что на основе научного знания человек создает и изменяет действительность через свою деятельность, он влияет и на ее осознание людьми с точки зрения их интересов, и на ее выражение в формах искусства.  [49]



Страницы:      1    2    3    4