Cтраница 3
Марксизм породил немало последователей. [31]
Марксизм не отрицает наличие во всяком государстве деления людей на правителей и управляемых1, но видит в этом делении не сущность государства, а только одно из проявлений его сущности как машины классового господства. Буржуазная политическая наука не может объяснить, как возникло такое деление, почему правители проводят ту, а не другую политику. [32]
Марксизм - не догма, а живое руководство к действию, к самостоятельной работе над теми сложными задачами, которые ставит перед нами каждый новый поворот истории. И чтобы не отстать от жизни, коммунисты должны во всех направлениях двигать и обогащать учение Маркса, творчески применять на практике разработанный им метод материалистической диалектики, по праву называемой живой душой марксизма. Только такое отношение к нашему бесценному идейному наследию, образец которого дал Ленин, только такое непрерывное самообновление революционной теории под воздействием революционной практики и делает марксизм подлинной наукой и искусством революционного творчества. [33]
Марксизм исходит из наличия непосредственной связи между общественным здоровьем и социально-экономическим строем об-ва. Ведущий из них - это гос. Охрана здоровья является функцией социалистического гос-ва, к-рое берет на себя социальную ответственность за сохранение здоровья трудящихся. Конституция СССР закрепляет право каждого человека на охрану здоровья. Все виды амбулаторной и стационарной помощи предоставляются бесплатно независимо от гражданства и подданства. Охрана здоровья населения занимает важное место в социальной политике КПСС и Советского гос-ва. [34]
Марксизм в доминировавшей у нас в советский период ортодоксальной версии тяготел к двум крайностям: применительно к странам реального социализма проблема всячески обходилась, применительно же к западным странам делался непременный акцент на конфликтной стороне трудовых отношений, причем, подчеркивался открытый и массовый характер трудовых конфликтов. В них усматривались проявления борьбы рабочего класса и ведомых им прочих эксплуатируемых классов и слоев. Конечная цель классовой борьбы виделась в коренном изменении экономического положения этих классов через переустройство всей общественной системы, без которого преобразование трудовых отношений считалось невозможным. [35]
Марксизм никогда не утверждал, что начальное состояние общества ( капитализм) и конечная цель его развития ( коммунизм) определяются точками в фазовом пространстве. Как и в любом естественном процессе, начальное и конечное состояние общества в этом движении представляют собой некоторые области в фазовом пространстве, однако области конечного размера. [36]
Марксизм считает себя сознательным выражением бессознательного исторического процесса. Но бессознательный - в историко-философском, а не психологическом смысле - процесс совпадает со своим сознательным выражением только на самых высоких своих вершинах, когда масса стихийным напором проламывает двери общественной рутины и дает победоносное выражение глубочайшим потребностям исторического развития. Высшее теоретическое сознание эпохи сливается в такие моменты с непосредственным действием наиболее глубоких и наиболее далеких от теории угнетенных масс. Творческое соединение сознания с бессознательным есть то, что называют обычно вдохновением. [37]
Марксизм не терпит мертвых догм. [38]
Марксизм ленинизм считает классовую структуру общества основой С. [39]
Марксизм создает новую целенаправленную динамичную концепцию труда, производственной занятости, профессиональной деятельности я воздействия ее на жизненный путь человека. Марксизм дифференцированно рассматривает теории профессионального развития и выбора профессии в изменяющихся исторических условиях, то есть понимает их как сложную историческую категорию. [40]
Марксизм учит, что социализм неизбежно победит во всех странах. Однако победа его наступит не в результате экспорта революции, который чужд марксистскому пониманию исторического процесса, да и невозможен, а как результат развития внутренних противоречий и классовых антагонизмов в каждой капиталистической стране. Уверенность коммунистов в победе социалистического способа производства основывается на решающих преимуществах социализма перед капитализмом. [41]
Марксизм, который признает необходимость классовой борьбы, говорит: к социализму человечество придет не иначе, как через диктатуру пролетариата 3 - подчеркивал Ленин. [42]
Марксизм высоко оценивает борьбу нем. [43]
Марксизм доказывает антинаучность взглядов буржуазных идеологов и ревизионистов, сводящих развитие об-ва лишь к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и левых авантюристов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-ма-териалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные прямо противоположно идеалистическому. [44]
Марксизм доказывает антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие об-ва лишь к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и левых ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-материа-листическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные прямо противоположно идеалистическому. [45]