Cтраница 3
Под названием mordens она упоминается еще у Иордана в VI веке, а под названием буртас у арабских авторов в VIII веке. Мордва занимала территорию современных Нижегородской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской и ( северную область) Тамбовской областей в бассейне Волги. Они являются одним из финно-угорских народов, которые на Руси в древности называли чудью. [31]
Наконец последняя и самая действенная мера была предпринята при царе Алексее - отце Петра Великого. Мордву стали переселять в русские дерев ии, нигде не допуская значительного ее числа. В результате обрусение стало так сильно, что мордва начала забывать свой язык ( да и язык наполнился русскими словами) и имена богов. [32]
Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. Этноним мордва ( mordens) впервые упоминается в сочинении готского историка Иордана ( VI в. О стране Мордии было известно византийскому императору Константину Багрянородному ( X в. Этнонимы эрзя ( арису), мокша ( моксель) встречаются в послании хазарского кагана Иосифа ( X в. [33]
В настоящее время на древней этнической территории мордвы ( Окско-Сурско - Цнинское междуречье) расселяется лишь около трети этого народа. В Мордовии мордва не составляет большинства населения и живет в перемежку с русскими, татарами-мишарями и другими национальностями. Значительные группы мордвы проживают в других районах Среднего и Нижнего Поволжья, на Урале, в Средней Азии. [34]
Антропологический облик мордвы сформировался из трех компонентов: светлого, темного европеоидного и субуральского типов. В целом мордва относится к европеоидной большой расе, хотя часть мордвы-мокши впитала в себя монголоидные примеси. [35]
Шуйского служилые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и ГТро-копия Ляпунова. В Поволжье поднялись мордва и другие недавно покоренные народы с целью освободиться от русской власти. Болотников с огромным скопищем воровских людей подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и тульские служилые люди; но когда последние поближе познакомились со своим-союзником, с его программой и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от воров и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться; вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую; кампанию, если найдется новый предводитель. [36]
Постоянное уменьшение численности мордвы и карелов было вызвано в основном этноассимиляционными процессами. В 1991 г. русские и мордва впервые уменьшились по численности за счет превышения смертности над рождаемостью. [37]
Расположенная на северо-востоке от Приднепровья Ростово-Суздальская земля ( иначе ее часто называют Северо-Восточной Русью) была далекой окраиной Древнерусского государства. Здесь первоначально жили угро-финские ( мордва, меря, мурома) и балтские ( в западной части) племена. [38]
Поволжья: марийцы, чуваши, мордва и другие - обрели собственную письменность. [39]
В результате происходит не только сближение народов республики с русским народом, но и ассимиляция русскими части неруссского населения, в первую очередь белорусов, украинцев. Довольно глубоко зашли эти процессы у мордвы, чувашей, заметно активизируются у татар, башкир. [40]
Совершил походы на волжских болгар и мордву, укрепил вост. [41]
О проданной ими же башкирцами земле мордве деревни Федо-ровки, которую продажу оспаривают деревни Старой Кишкиной тептяри. По жалобе прапорщика Тевкелева о селении деревни Карамалы мещеряков, с принадлежащей ему земли. О поселившихся деревень: Абдульметевой, Баткан-Аббясевой, Амитовых, двух Батказей и Кашкалами мещеряках, на принадлежащей прапорщику Бабкину земле. О безспорно обмежеванной в Мензелинском уезде Булярской волости Мушугинской тюбы деревни Отрекли с деревнями владения башкирцев и о поселевшихся в оной тептярях. О земле коллежской асессорщи Лутохиной, на которую от нея крепости не представлено. О землях Казанчинской тюбы деревни Казанчиной с деревнями, оспариваемой казенными поселениями деревни Озерков и 22) По всеподданнейшей жалобе башкирцев о возвращении взятых от них в казну по рекам: Белой, Каме и Ику рыбных ловель, в прежнее их владение. [42]
Основная тяжесть христианизации пала на язычников-переселенцев из Поволжья - чувашей, мордву, марийцев. Только мордвы было крещено за 1740 - 1756 гг. более 5 тыс. человек. За этот же период было крещено около 20 тыс. чувашей и около 2 5 тыс. марийцев. Возникла целая сеть новокрещенских сел и деревень: Белебей, Антоновка, Слакбаш, Касево, Белегесь, Садовка, Бакалы, Каныбяково, Петровское. [43]
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летго-литовские ( жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские ( чудь-эсты, ливы) племена. В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. [44]
Этнический состав населения ( 1989, перепись): русские 94 7 %, татары 1 6 %, мордва 1 0 %, украинцы 0 9 % и др. Со 2 - й пол. [45]