Cтраница 2
Сущность народничества, его основную идею автор видит в теории самобытного экономического развития России. В примечании к этому месту втор указывает, что для народничества характерны вполне определенные социальные идеалы, и говорит, что экономическое мировоззрение народников он излагает ниже. [16]
Обоснование народничества в трудах г. Воронцова. [17]
Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова ( В В. [18]
Вступление народничества в политическую борьбу с самодержавием представляло собой крупный шаг вперед, хотя и не завершенный до конца. Более того, именно в этой кульминационной точке разночинского этапа ( конец 70 - начало 80 - х годов) отчетливее всего проявились неустранимые противоречия доктрины и тактики народников: противоречие между верой в коммунистические инстинкты крестьянства и разрушавшей эту веру действительностью; противоречие между идеей немедленной социалистической революции и практикой движения, сосредоточившей его в конце концов на борьбе за политическую свободу; противоречие между попытками опереться на народ и неспособностью найти в самом народе материальную силу для осуществления революции. [19]
Вырождение народничества в самую дюжинную теорию мелкобуржуазного радикализма, - о котором ( вырождении) с такой наглядностью свидетельствуют друзья народа, - показывает нам, какую громадную ошибку делают те, кто несет рабочим идею борьбы с абсолютизмом, не выясняя им в то же время антагонистического характера наших общественных отношений, в силу которого за политическую свободу стоят и идеологи буржуазии, - не выясняя им исторической роли русского рабочего, как борца за освобождении всего трудящегося населения. [20]
О народничестве, диалектическом материализме, субъективизме и проч. [21]
Попытки критиковать народничество просто как теорию, неправильно указывающую пути дли отечества, привели автора к неясной формулировке своего отношения к экономической политике народ-иичестиа. Тут могут увидеть, пожалуй, огульное отрицание этой политики, а но одной только ее половины. Необходимо поэтому остановиться на этом пункте. [22]
Во-первых, народничество сделало крупный шаг вперед против наследства, поставив перед общественной мыслью на разрешение вопросы, которых хранители наследства частью еще не могли ( в их время) поставить, частью же не ставили и не ставят по свойственной им узости кругозора. Постановка этих вопросов есть крупная историческая заслуга народничества, и вполне естественно и понятно, что народничество, дав ( какое ни на есть) решение этим вопросам, заняло тем самым передовое место среди прогрессивных течений русской общественной мысли. [23]
Ликвидаторство и народничество, несомненно, течения, но буржуазно-демократические, не рабочие. [24]
Сам термин народничество появился в русской публицистике в середине 60 - х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время обычно понимали стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60 - х - начале 70 - х годов, когда его представители из среды радикально настроенной интеллигенции выдвинули задачу решения социальных проблем революционным путем-силами самих народных масс, руководимых народнической организацией. [25]
Однако революционное народничество еще не угасло. Якубовича в 1884 году в Петербурге была организована Молодая партия Народной воли. Она установила контакт с одной из первых социал-демократических организаций в России - группой Благоева. Практически Молодая партия не успела ничего сделать, так как вскоре была разгромлена полицией. Неудачей кончились и попытки Б. Д. Оржиха ( на юге страны), М. В. Сабунаева ( в Москве и Поволжье) и других революционеров восстановить из разрозненных кружков Народную волю. [26]
Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве / / Поли, собр. [27]
Мелкобуржуазный социализм народничества сводится лишь к вредной проповеди перед лицом рабочего класса идей, затушевывающих все растущую пропасть между интересами труда и капитала и пытающихся в смягченном виде представить остроту классовой борьбы, и приводит к мещанским утопиям в области кооперативной. [28]
Идейные слабости народничества не могли заслонить в глазах Маркса и Энгельса его объективно революционного, буржуазно-демократического по своей сути содержания, его самоотверженной борьбы с царизмом. [29]
Мелкобуржуазный социализм народничества сводится лишь к вредной проповеди перед лицом рабочего класса идей, затушевывающих все растущую пропасть между интересами труда и капитала и пытающихся в смягченном виде представить остроту классовой борьбы, и приводит к мещанским утопиям в области кооперативной. [30]