Cтраница 3
Отчуждение трактовалось им прежде всего как такая форма социальных связей, социального общения людей, при которой условия их жизни и труда, результат их деятельности и их отношения друг к другу предстают как чуждая и враждебная внешняя сила. В его понимании отчуждение является прямым результатом строя частной собственности. Отчуждение в экономической области служит основой других форм отчуждения в различных материальных, а в конечном счете и духовных сферах общественных отношений. Беря за исходный пункт реальную действительность, Маркс тем самым давал ориентировку не на битвы чистых идей 2, к которым только и призывала классическая философия и ее эпигоны, а на битвы с той несправедливой и негуманной действительностью, которая порождает отчуждение, делает его неизбежным. [31]
Отчуждение трактовалось им прежде всего как такая форма социальных связей, социального общения людей, при которой условия их жизни и труда, результат их деятельности и их отношения друг к другу предстают как чуждая и враждебная внешняя сила. В его понимании отчуждение является прямым результатом строя частной собственности. [32]
Черри отмечает, что коммуникация - это в сущности социальное явление, социальное общение с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, несомненно, являются человеческая речь и язык Черри К. [33]
Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в налаживании дружеских отношений, в оказании помощи другим. Людей с развитой потребностью причастности привлекает работа, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой. [34]
Согласно последнему, любое высказывание является ответом, реакцией на какое-либо предыдущее и, в свою очередь, предполагает речевую или неречевую реакцию на себя. Он отмечал, что сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения. [35]
Аристократические элиты обычно стремятся создать свою собственную элитарную культуру. Они озабочены тем, чтобы определенные существенные черты их групповой культуры, такие как формы социального общения, развлечения, особенности речи, а также различные методы и системы знания, оставались недоступными для многих. Мангейм, в частности, ссылается на то, что элитарные группы интеллектуалов аристократического типа, такие как касты священнослужителей, используют в этих целях свой особый язык для посвященных, например, санскрит или латынь. [36]
Разновидностями познавательно-опытных интересов являются эмпирический, умозрительный и эстетический интересы. Вторую группу составляют интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение. Их разновидностями выступают симпатический, социальный и религиозный интересы. [37]
Сколь бы несправедливым ни был приговор, вынесенный ему как частному лицу от имени политической койнонии, общины граждан афинского полиса, сама эта форма общения вместе с Законами, воплощающими ее разум, не являлась чем-то внешним по отношению к нему, не касалась истинного смысла его жизни. Источником трагедии Сократа с точки зрения социологической была равная принадлежность философа к двум явно дивергирующчм формам социального общения, ни об Одной из которых он не мог сказать, что она не имеет никакого отношения к его существованию в качестве свободной личности. [38]
Важной социальной функцией религии является функция иллюзорно-компенсаторная. С помощью религии человек пытается преодолеть господствующие над ним реальные силы, восполнить ограниченность своего познания, практики, социального общения. Но восполнение действительности осуществляется не в реальном мире, а в воображении, и компенсация за реальные тяготы и лишения переносится в мифический потусторонний мир. Реальным следствием религиозной компенсации оказывается внутреннее примирение человека с существующим порядком вещей, закрепление его фактической придавленности. [39]
Другая, не менее важная роль производственного коллектива заключается в удовлетворении социальных потребностей его членов, а именно права членов коллектива на получение гарантированной работы и оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием; на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование достижениями культуры. Предприятия удовлетворяют потребности трудящихся в научном, тенхическом и художественном творчестве, участии в управлении делами коллектива и общества в целом, в социальном общении. [40]
В его понимании идеальный тип предстает как некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. По Веберу, в качестве идеальных типов могут выступать моральные, религиозные, политические ценности, правила и нормы поведения людей, традиции их социального общения. Идеальные типы характеризуют как бы оптимальные общественные состояния - состояния власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. [41]
Точно так же тезис о том, что преступление дано только в психике индивида, нельзя толковать в том смысле, что мы игнорируем социальное происхождение преступления и представляем себе индивида какой-то изолированной единицей. Преступление дано только в психике индивида как реальность, как специфический процесс, но это не мешает думать, что сам-то этот процесс возник благодаря социальному общению. [42]
Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, а также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Так, во всем мире существует отлаженная система молодежных хостелей ( дешевых гостиниц типа студенческих общежитий), что позволяет молодым людям в возрасте до 25 лет получать существенные скидки при размещении, питании и передвижении. В результате социального общения они обогащаются знаниями, знакомятся с культурой, бытом других народов, различными формами государственного устройства, расширяют свой кругозор, приобретают жизненный опыт. [43]
Уже в середине 1990 - х годов в мире существовали десятки тысяч таких сообществ. Еще неясно, как много социального общения действительно имеет место в таких электронных сетях и каковы культурные эффекты такой формы общения. Однако одну черту нужно отметить: такие сети, с точки зрения участников, эфемерны. В то время как данная конференция или доска объявлений вокруг ядра преданных делу любителей может жить долго, большинство вкладов во взаимодействие являются лишь условными, так как большинство людей используют мультимедийные технологии лишь в прагматических целях - для трансляции и рецепции сведений, но отнюдь не для поиска коммуниканта. [44]
Его происхождение обусловлено общественными условиями жизнедеятельности людей. И прежде всего теми сферами социального общения, в которых личность развивается и обретает общественно полезные качества. Такими сферами являются семья, школа ( учебное заведение) и трудовой коллектив. Выступая как относительно самостоятельные социальные сферы формирования нравственного здоровья личности, которые тесно взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга. Вместе с тем они не всегда согласуют свои усилия по формированию личности, что обходится значительными издержками для ее нравственного здоровья. [45]