Cтраница 2
Решая назревшие задачи дальнейшего развития промышленности, Пленум ЦК КПСС определил три главных направления совершенствования форм планового руководства экономикой и методов хозяйствования на предприятиях: повышение научного уровня государственного планирования экономики; расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, укрепление хозрасчета; усиление экономического стимулирования производства с помощью цены, прибыли, премий, кредитов. [16]
Дальнейшее развитие внутрихозяйственного расчета в подразделениях заводской науки требует решения двух взаимосвязанных проблем: во-первых, поиска новых форм организации взаимодействия отделов, лабораторий, заводской науки в условиях экономических взаимоотношений между ними; во-вторых, расширения хозяйственной самостоятельности подразделений заводской науки с целью наиболее полной мобилизации имеющихся ресурсов на создание техники новых поколений и сопровождение производства. [17]
Необходимость планирования и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях обусловлены расширением масштабов и усложнением деловых процессов, их многовариантностью и вероятностным характером; развитием специализации и расширением кооперации во всех сферах; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты своей деятельности. Все перечисленные факторы требуют проведения тщательной плановой проработки управленческих решений. Это относится в равной степени как к малым организациям, для которых успешная реализация запланированных проектов служит гарантией их жизнеспособности, так и к крупным предприятиям, для которых планирование является важным фактором стратегического успеха. [18]
Применительно к финансам этого потребовала необходимость проведения принципиально новой финансовой политики, осуществления радикальной реформы финансового механизма, усиления его воздействия на ускорение экономического и социального развития страны, рост эффективности общественного производства и укрепление государственных финансов, расширение хозяйственной самостоятельности и повышение ответственности объединений и предприятий. [19]
Съезд обязывает партийные, советские и хозяйственные организации последовательно проводить разработанные партией принципы экономической политики, предусматривающие сочетание централизованного отраслевого управления с расширением прав союзных республик, усиление роли экономических методов в руководстве хозяйством, коренное улучшение планирования, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы коллективов предприятий, повышение их материальной заинтересованности в результатах своей деятельности. [20]
В январе 1992 г. Совет Министров Российской Федерации одобрил Государственную программу развития российского высшего образования до 2000 г., в которой предложены модель трехуровневой системы высшего образования, схема регионального управления высшей школой и механизм реформирования структуры высшей школы, расширение академической и хозяйственной самостоятельности вуза. Принятый в июле 1992 г. Закон Об образовании закрепил эти предложения на нормативной основе. [21]
Одновременно была поставлена задача - в кратчайшие сроки завершить разработку Закона СССР о государственном предприятии ( объединении), фундаментального правового акта, призванного коренным образом изменить условия и методы хозяйствования в основном звене экономики и, опираясь на концепцию новых условий хозяйствования и обобщение накопленного за последнее время опыта, закрепить все лучшее, направленное на расширение хозяйственной самостоятельности, повышение роли и ответственности предприятий и производственных объединений, и тем самым положить начало оптимальному распределению прав и обязанностей между министерствами и предприятиями. [22]
Радикальная реформа управления экономикой имеет исходным пунктом предприятие, его трудовой коллектив. Расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы трудовых коллективов рассматривается Коммунистической партией как стратегическое направление совершенствования социалистического общества. При этом особое значение, придается повсеместному внедрению хозрасчета, воспитанию у всех работников чувства хозяина производства. Необходимость организации деятельности предприятий на хозрасчетной основе подтверждена практикой и научным анализом. [23]
Применяются для повышения эффективности производства путем расширения хозяйственной самостоятельности и оценки результатов труда, определяющей денежное вознаграждение работников. Взаимные обязательства администрации и хозрасчетной бригады оформляются в виде договора подряда. [24]
При новой системе уделяется больше внимания экономике, расширению хозяйственной самостоятельности и развитию инициативы каждого предприятия в сочетании с централизованным плановым руководством, однако без излишней опеки со стороны вышестоящих органов. [25]
Наша партия рассматривает задачу подъема сельского хозяйства как дело всей страны, всего народа. Партия осуществила ряд важных организационных мер, которые направлены на расширение хозяйственной самостоятельности колхозов, развитие колхозной демократии. [26]
Однако с начала 90 - х годов положение коренным образом изменилось. Появление большого числа частных издательств и иных организаций, использующих авторские произведения, расширение хозяйственной самостоятельности государственных издательств, галопирующая инфляция превратили утвержденные Правительством ставки еще до их официальной отмены в рекомендательную, условную шкалу расценок. [27]
В настоящее время уделяется исключительно большое внимание совершенствованию экономических методов управления. Об этом свидетельствует повышение научного уровня планирования, сокращение числа централизованно планируемых показателей, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, повышение заинтересованности коллективов в поиске лучших вариантов выполнения производственных заданий и пр. При проведении хозяйственной реформы центр тяжести руководства общественным производством переносится на экономические методы. [28]
Первостепенная роль в решении указанных задач принадлежит системе планирования и экономического стимулирования развития производства, введенной на основе решений сентябрьского ( 1965 г. ] Пленума ЦК КПСС. Эта система включает мероприятия, направленные на совершенствование планирования, эффективное сочетание централизованного государственного руководства и расширение хозяйственной самостоятельности и прав предприятий на основе полного хозяйственного расчета, усиление экономического стимулирования развития производства. [29]
Основополагающим принципом управления предприятиями является принцип демократического централизма, который означает государственное централизованное плановое руководство хозяйством при широком развитии инициативы масс, привлечении трудящихся к управлению делами производства. Осуществление этого принципа требует правильного сочетания централизованно планируемых и планируемых самими предприятиями показателей, соблюдения интересов народного хозяйства при расширении хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий. [30]