Татарский язык - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
В мире все меньше того, что невозможно купить, и все больше того, что невозможно продать. Законы Мерфи (еще...)

Татарский язык

Cтраница 3


Мензелинского, Бирского, Осинского, частично Уфимского и Белебеевского уездов разговорный язык обрел черты, общие для обоих народов. При выработке норм башкирского литературного языка в 1923 г. диалектные особенности языка башкир этих территорий не были учтены. В этих условиях начиная с 1926 г. башкиры северо-западных районов республики и смежных районов Татарстана и Пермской области во время переписей стали идентифицировать свой разговорный ( родной) язык с татарскими, хотя между ними имеются заметные различия. Обучение в школах на татарском языке, пресса, телевидение и радио усиливают этот разрыв, и каждое следующее поколение склонно преодолеть возникшее противоречие путем перехода в татарскую национальность. От переписи к переписи в республике уменьшается процент башкир, считающих родным языком татарский, а в 1926 - 1939 гг. и 1970 - 1979 гг. - ив абсолютных цифрах. Факт этот говорит о постепенном оттоке башкир в татарскую этническую среду, их ассимиляции, но не о расширении сферы распространения башкирского языка, как полагают иные исследователи.  [31]

Их деят-сть направлена на возрождение и укрепление нац. Для преодоления обособленности и координации деят-сти клубов учреждается Уфим. Параллельно с клубами действуют: Тат. БНЦ) Урал, обществ, объединение Русь ( март 1992) и др. Центры имеют свою программу и устав, руководящие органы. Урал выступает за суверенитет респ. ТОЦ считает важным обеспечение свободного развития татарского языка и культуры в РБ, участия татар в управлении гос-вом.  [32]

Особо остро стала в те годы проблема приобщения к грамоте женщин, особенно башкирок, татарок, которые до революции были лишены возможности широкого приобщения к образованию, что в определенной мере было связано с религиозными представлениями, старыми обычаями и традициями. К концу 1928 г. грамотность башкирок составляла 24 %, татарок - 39 %, русских - 44 %, Таким образом, в 20 - х гг. был заложен фундамент для дальнейшего развития народного образования. Было обращено внимание руководства на необходимость подготовки учителей-башкир, составления программ, учебников на башкирском языке. В течение 1924 / 25 гг. был издан на башкирском языке букварь ( Элифба), новые учебники. Однако примерно в половине начальных школ республики обучение велось на татарском языке. Такое положение сохранялось и в начале 30 - х гг. Не хватало учителей из башкир, дети из-за этого были слабо подготовлены для поступления в профессиональные учебные заведения. Мало было поступающих из числа башкир в педагогические учебные заведения, к тому же шел процесс отатаривания башкир.  [33]

Кое-где есть и организации максималистов. В Казани и Самаре имеют организации анархисты-коммунисты. Меньшевики в большинстве своем оборонцы, лишь в Самаре есть интернационалисты; даже в таких городах, как Саратов, только в последнее время появились меньшевики-интернационалисты, и то приезжие. Тираж наших газет 3 - 5 тысяч экземпляров, самое большее 8 тысяч. Наши же даже в маленькие уездные города доходят с трудом. В Казани, где имеются интернационалисты и максималисты, в большом количестве расходится эсеровская интернационалистская литература. Средства нашей партии - членские взносы, на которые мы почти исключительно существуем; кроме них в виде исключения - пожертвования и сборы. Лишь после образования коалиционного министерстваш и в провинции произошел сдвиг вправо, и в настоящее время Советы рабочих депутатов находятся в руках эсеров и меньшевиков. Однако и теперь в больших городах до одной трети членов Советов представлены большевиками. В маленьких городах их влияние по-прежнему сильно, и объясняется это тем, что, каков бы ни был [ их ] состав, они с самого начала взяли на себя роль полновластных органов, и это их спасло. Профессиональные союзы находятся под сильным нашим влиянием; в Саратове они состоят почти исключительно из большевиков. Также и в фабрично-заводских комитетах ( Саратов, Сызрань) наше влияние велико. Что касается культурно-просветительной деятельности, то следует отметить издание нескольких брошюр в Саратове и Самаре, перевод и издание в Казани программы партии на татарском языке. Областная организация налаживается только теперь, был съезд, но, правда, неудачный, избрано Организационное бюро.  [34]



Страницы:      1    2    3