Cтраница 3
Декарту, необходимо стремиться к устранению малейших пробелов для того, чтобы на каждом шаге достигать полной ясности, необходимой в научном исследовании. Декарт допускает неясности в математическом рассуждении, которые впоследствии должны быть устранены. Это значит, что в декартовой концепции рациональной интуиции найдется место и неявному знанию, что позволяет в настоящем исследовании на базе рациональной декартовой интуиции построить концепцию эвристической интуиции. Таковую в данном контексте необходимо рассматривать как средство непосредственного усмотрения некоторых утверждений, представляющих собой свернутые умозаключения, которые затем необходимо развернуть уже при помощи дискурсивных механизмов мышления. [31]
Декарту ( и основным принципам математической науки), доказанное математическое утверждение должно быть истинно всегда. Декарта статус врожденных идей, дедуктивизм в математике невозможен, а какого-либо иного дедуктивизма история науки не знает. Сразу же заметим, что врожденные идеи - слишком сильное требование в данном случае, как, впрочем, и априоризм в кантовском понимании, пришедший в философии на смену декартовым врожденным идеям. Для утверждения принципов дедуктивизма вполне достаточно самого слабого и примитивного априоризма - даже за пределами математики, что и будет доказано здесь в дальнейшем. Декартом, реально не отделим от априорного статуса ее оснований. [32]
Декарту, является именно априорная истинность оснований математики, именно указанные основания математики и подлежат сохранению. [33]
Декарту, полной ясности оснований и достоверности выводов, как показывает история науки, вполне устраивает математику. [34]
Для Декарта весь физический мир представлял собой не что иное, как огромную машину, функционирующую по законам, открыть которые человеческий разум может, в частности, путем математических рассуждений. [35]
У Декарта не было ни малейших сомнений в том, что математический метод вполне достаточен для исследования реального мира. [36]
У Декарта мы находим утверждение не только вечности самих материальных телец, составляющих мир, но и вечности их движения. [37]
От Декарта до Павлова. [38]
У Декарта и Ферма имелись лишь далекие намеки на возможность распространения метода координат с двумерного пространства ( плоскости) на трехмерное. [39]
Для Декарта сущность материи заключается в протяженности; поэтому все физические различия и процессы в конечном итоге сводятся к форме и величине тел и их движению. [40]
Раньше Декарта аакон преломления установил Снеллиус, но его работа не была своевременно опубликована. [41]
По Декарту существуют только два акта мышления, позволяющие нам достигать знания без опасения впасть в ошибку: интуиция и дедукция. [42]
По Декарту, признававшему две субстанции-материальную и духовную, существует два А. [43]
По Декарту, Вселенная развилась из тонкой материи ( ее опять назовут эфиром), заполняющей все пространство и находящейся в непрерывном вихревом движении. [44]
По Декарту, все действия, как у человека, так и у животных, являются ответом на события внешнего мира. Внешний раздражитель возбуждает один из органов чувств. Возбуждение передается в мозг, который направляет его на соответствующие мускулы. Таким образом, возбуждение органов чувств приводит к сокращению мускул, то есть к развитию реакции на внешний раздражитель. Энергия раздражителя как бы отражается обратно нервной системой через мускулы животного. Термин рефлекс ( от англ, reflex - отражение, отсвет, отблеск) берет начало именно в этих рассуждениях Декарта. [45]