Cтраница 2
Закрепление и строго юридическое определение общих и некоторых отраслевых принципов содержатся в Конституции СССР и конституциях союзных и автономных республик. [16]
Конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества. [17]
Предложения, заявления и жалобы граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик. [18]
Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик и другими законами. [19]
Съезд народных депутатов СССР особо подчеркивает, что вся деятельность по борьбе с преступностью должна строиться на основе Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик, при строжайшем соблюдении социалистической законности. [20]
ЗАКОННОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ - обязанность всех без исключения государственных органов, хозяйственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан точно и неуклонно выполнять требования Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик и основанных на них актов текущего законодательства. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствием конституций и законов союзных и автономных республик Конституции и законам СССР осуществляется Президиумом Верховного Совета СССР. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями и учреждениями, кооперативными и иными общественными организациями, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров Обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка и прав граждан на подведомственной Советам народных депутатов территории обеспечивается соответствующими звеньями системы Советов. [21]
В лекциях, докладах и беседах нужно показывать великие преимущества советского общественного и государственного строя перед капиталистическим строем, советской демократии перед буржуазной демократией, разъяснять Конституцию СССР и конституции союзных и автономных республик, ленинскую национальную политику Коммунистической партии, права и обязанности граждан СССР. Необходимо раскрывать, каких успехов добился наш народ под руководством Коммунистической партии, показывать перспективы, которые открываются перед страной в связи с претворением в жизнь шестого пятилетнего плана. Рассказывая о наших успехах, пропагандисты и агитаторы не должны замалчивать имеющиеся трудности и недостатки, их обязанность давать правильное объяснение причин этих трудностей и мобилизовывать трудящихся на их преодоление. [22]
Верховные Советы союзных и автономных республик избираются непосредственно избирателями, а в тех республиках, где предусматривается создание Съездов - Съездами народных депутатов. В соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик формируются Президиумы Верховных Советов и местных Советов народных депутатов, избираются председатели Советов. [23]
Концентрированным итогом ( обобщением) опыта строительства и деятельности советского аппарата более чем за 60 лет является новейшее конституционное и текущее законодательство. Конституция СССР 977 года и соответствующие ей конституции союзных и автономных республик дали новый мощный стимул дальнейшему развитию Советов, всего государственного аппарата. [24]
Система политических норм оказывает влияние на все стороны жизни общества, на все социальные отношения. Политические нормы содержатся в Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик, других законах социалистического государства. Они сформулированы КПСС в ее Программе, Уставе, в обращениях и призывах ЦК КПСС к народу. [25]
Акты местных Советов тоже издаются на основе законов, указов и иных актов органов союзного или республиканского значения. Это вытекает из обязательности законов, указов и постановлений Советов Министров на всей территории Союза или соответствующей республики. Конституции союзных и автономных республик прямо закрепляют также положение о том, что деятельность исполкомов местных Советов осуществляется на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления. Это означает, что и акты министерств и ведомств, решения вышестоящих Советов и их исполкомов в пределах компетенции этих органов служат правовой основой решений местных органов власти и управления. [26]
КПСС и Советского государства, волю и интересы всего народа, обеспечивают укрепление социалистической государственности, правовых основ общественной жизни. Верхов, ными Советами этих республик, в союзной республике также и народным голосованием, проводимым по решению Верховного Совета союзной республики. Согласно Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик Президиумы Верховных Советов СССР и республик могут вносить, в случае необходимости, изменения в свои действующие законодательные акты с последующим представлением на утверждение соответствующего Верховного Совета на его очередной сессии. СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик. [27]
КПСС и Советского государства, волю и интересы всего народа, обеспечивают укрепление социалистической государственности, правовых основ общественной жизни. СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием ( референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР; 3 - союзных и автономных республик - Верховными Советами этих республик, в союзной республике также и народным голосованием, проводимым по решению Верховного Совета союзной республики. Согласно Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик Президиумы Верховных Советов СССР и республик могут вносить, в случае необходимости, изменения в свои действующие законодательные акты с последующим представлением на утверждение соответствующего Верховного Совета на его очередной сессии. СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик. [28]
Этап зрелого социалистического общества и научно-техническая революция предъявляют к государственному аппарату все более высокие требования. Именно это обусловливает необходимость дальше совершенствовать его, поднимать на более высокий организационный и функциональный уровень. Конституция СССР 1977 года и соответствующие ей конституции союзных и автономных республик - надежная правовая база построения государственного аппарата, содержания, форм и методов его многообразной деятельности. [29]
Советское государственное право является ведущей отраслью всей системы советского права, его нормы содержатся прежде всего в Конституции Союза ССР - Основном Законе общества и государства. В полном соответствии с ней и с учетом специфики каждой республики принимаются Конституции союзных и автономных республик, иные законодательные акты, относящиеся к области государственного права, а также к иным отраслям советской правовой системы. Советское государственное право выражает и закрепляет полновластие народа, его суверенитет. Этим определяется решающее политическое значение главного источника права - Конституции Союза Советских Социалистических Республик. [30]