Культурный контекст - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Спонсор - это человек, которому расстаться с деньгами проще, чем объяснить, откуда они взялись. Законы Мерфи (еще...)

Культурный контекст

Cтраница 3


В течение долгого времени в исследованиях, проводившихся методом включенного наблюдения, было принято исключать любые упоминания об опасностях или проблемах, с которыми приходилось иметь дело, но позднее заметки и дневники исследователей стали более открытыми. Исследователю часто приходится бороться с чувством одиночества, поскольку вживаться в сообщество, к которому человек реально не принадлежит, трудно. Исследователь постоянно может встречаться с нежеланием членов группы или сообщества говорить о себе откровенно; прямые расспросы могут приветствоваться в одних культурных контекстах, но встречать холодное молчание в других. Некоторые виды полевой работы могут быть опасны даже физически. Например, исследователя, изучающего банду, могут посчитать полицейским осведомителем или вовлечь в конфликт с соперничающими группами.  [31]

Тем не менее, одной идеей, которая получила положительный отклик в ходе экспериментов в разных странах, компании воспользовались: должна быть возможность направлять изменения и смягчать их негативное воздействие, используя соответствующие виды анализа и все ресурсы для взаимодействия между разными участниками производственного процесса. Именно в этом контексте мы должны сегодня рассматривать анализ деятельности, считая его инструментом, позволяющим нам лучше описывать задачи и виды деятельности, чтобы формировать разные виды воздействия, например обучение, разработку новых организационных режимов или проектирование инструментов и рабочих систем. Мы говорим о разных, а не об одном виде анализа ( поскольку их существует огромное множество) - в зависимости от теоретических и культурных контекстов, в которых они разрабатываются, а также в зависимости от отдельных целей, которые они преследуют, видов данных, которые для них собираются, или желания анализирующего субъекта добиться либо общности, либо специфичности. В этой статье мы ограничимся представлением некоторых характеристик разных видов анализа деятельности, при этом особое внимание будет уделено важности коллективной работы.  [32]

На формирование взглядов Милля большое влияние оказали идеи Юма, Бентома, Конта, Сен-Симона, Мальтуса, Смита. Экономическая наука, по его мнению, не может ограничиваться исследованием чисто экономических процессов, а должна стать социальной наукой, рассматривающей человека в широком историческом и культурном контексте.  [33]

Мак-Дугалла), сконструировать альтернативу утилит ] ристской модели гедониста-оптимизатора. Эволюция поиска э фективных жизненных средств и производственных навыков пр исходит в кумулятивной последовательности приспособления ни воздействием присущих человеку инстинктов, под которыми В - лен понимал не стихийные, а целенаправленные факторы поведен и формирующиеся в определенном культурном контексте. Наибож благотворны из них: 1) родительское чувство, 2) инстинкт мастере. Родительское чувство в широком смьн ле слова - забота об общем благе; мастерство, промышленное иску ство - средство реализации родительского инстинкта, забота об эФ фективном использовании наличных ресурсов; а праздное любопьп ство поставляет знания, служащие жизненным целям. Добредете 1 ] i ный союз этих трех инстинктов создает промышленное поведенш достигающее высшей эволюционной стадии в машинном произвел стве, прозаичная механическая логика которого гармонирует с при менением современной науки и кладет основы для роста и угверждг ния новой рационально ориентированной культуры.  [34]

Однако одного длинного текста может оказаться недостаточно. Посмотрим, какое значение имеет для нас музыка Кэйджа. Его произведения должны рассматриваться в широком культурном контексте - как протест против определенных традиций. Таким образом, если мы хотим передать это значение, мы должны посылать не только ноты данной пьесы, но и всю историю западной культуры. Справедливо будет заключить, что, взятая сама по себе, музыка Кэйджа не имеет внутреннего значения. Для слушателя, который достаточно искушен в западной и восточной культурах и, в особенности, в тенденциях западной музыки за последние десятилетия, она имеет смысл - но такой слушатель будет подобен музыкальному автомату, а пьеса Кэйджа - паре кнопок на нем. Смысл прежде всего находится в голове у слушателя, и музыка служит лишь пусковым механизмом, И этот музыкальный автомат, в отличие от чистого разума, вовсе не универсален; он связан с земной культурой и зависит от серии событий, происходивших на земном шаре в течение долгого времени. Надеяться на то, что музыка Кэйджа была бы понята инопланетянами, все равно что ожидать, что любимый вами мотивчик зазвучал бы из лунного музыкального автомата при нажатии тех же кнопок, что и на музыкальном автомате в кафе вашего родного городка.  [35]

Вследствие этого антропология девятнадцатого века была в некоторой мере спекулятивна и недостаточно опиралась на документальные источники. Авторы создавали книги, привлекая примеры со всего мира, при этом достоверность примеров, а также наличие соответствующих культурных контекстов, их практически не интересовали.  [36]

При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от Б и воспринимаемая А, но лишь та ее часть, которая преобразована и переработана А ( в данном случае - человеком) особым образом. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Как же осуществляется процесс познания. Из каких звеньев или этапов он состоит.  [37]

Жизнь - это исходное понятие и состояние, развиваясь, она возвышается над чисто животным состоянием, доходит до некоторой духовности. Жизнь иррациональна, самодостаточна, она объективна и в объективности своего существования внеценностна. Факты жизни, такие, например, как труд, творчество, становятся ценностными лишь тогда, когда они превосходят рамки своего природного существования и, будучи рассмотренными с точки зрения определенных идеалов, помещаются в культурный контекст, то есть дух, жизнь образуют культуру путем саморефлексии. Культура есть утонченная, исполненная разума форма жизни, результат духовной и практической работы. Культура - вторая осознанная, рационализированная природа. Все достижения людей в сфере материальной и сфере духовной, все продукты - будь то орудия, машины, книги, мораль, язык, религия, право, политика, которые регулируют человеческие отношения, - все они воплощают в себе идеи, благодаря которым реализовались имеющиеся в природе и в жизни возможности. В конечном счете, окультуривая природу и непосредственную нашу жизнь, мы окультуриваем самих себя.  [38]

Современное техническое образование - это разветвленная система знания, значительную роль в которой должны играть дисциплины гуманитарного цикла. Но реально в технических вузах происходит снижение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах. На наш взгляд, эта тенденция вступает в явное противоречие с методологическими установками, сформировавшимися в науке на постнеклассическом этапе ее развития. Специфика этого этапа проявляется, в частности, в обостренном внимании к мировоззренческим, ценностным детерминантам развития науки и техники. Оно представляется вполне оправданным, если учесть, что техника как таковая - вовсе не самоцель, она - лишь средство для удовлетворения определенных потребностей людей, и уже поэтому она не может находиться вне социально - культурного контекста, присущего той или иной исторической эпохе. Во все времена своего существования техника была нагружена ценностным содержанием.  [39]

Книга состоит из трех разделов, каждый из которых подразделяется на главы и параграфы. В первом разделе - пять глав, в которых последовательно рассматриваются фундаментальные проблемы социологии конфликта. Первая глава носит вводный характер. В ней рассматриваются исходные мировоззренческие установки на природу человека и характер отношений сотрудничества и конфликта между людьми. Благодаря анализу двух противоположных традиций социального мышления - аристотелевской и гоббсовской - выявляется основной вопрос социальной философии, заключающийся в обосновании либо приоритета индивида по отношению к обществу, либо приоритета общества по отношению к конкретному человеку. В первой главе рассматриваются особенности развертывания конфликтов в разных культурных контекстах и выявляется специфика конфликтов в российской истории. Предлагается авторская трактовка причин нынешнего российского кризиса.  [40]

Мертон отмечает, что положение о полном функциональном единстве человеческого общества зачастую противоречит фактам. В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других. Таким образом, постулат функционального единства не только может противоречить фактам, но и имеет небольшую эвристическую ценность, так как не учитывает возможных, отличных друг от друга последствий тех или иных социальных или культурных явлений для разных социальных групп и членов этих групп. Следовательно, принятие данного постулата без каких-либо ограничений таит в себе опасность нивелирования ситуации по идеологическим или каким-нибудь другим соображениям. Вопрос о единстве общества в целом не может решаться априорно: это вопрос фактов, а не мнений. Мертон предлагает реально учитывать совокупности социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным. Должна быть специально предусмотрена возможность того, что социальные явления могут иметь различные последствия - функциональные и дисфункциональные - для разных индивидов и подгрупп, а также для более широкого социального и культурного контекста.  [41]

Культура уже давно интенсивно изучается антропологами и социологами. Культура - это многомерный и сложный феномен, и дискуссии о том, что означает этот термин, ведутся уже на протяжении десятилетий. Клакхон ( Kroeber and Kluckhon, 1952) рассмотрели 164 определения культуры. Обычно предполагается, что культура включает в себя образцы поведения и ценности, что культура усваивается и разделяется с другими людьми и влияет не только на поведение человека, но и на то, какого поведения он ожидает от других. Например, многие антропологи сегодня предпочитают термин разыгранная ( вместо усвоенная) культура, который подразумевает, что люди не просто пассивно принимают культуру, а активно создают ее. Свидлер ( Swidler) в своем глубоком анализе утверждает, что культура формирует репертуар, или набор инструментов, состоящий из навыков, привычек и стилей, из которых люди составляют стратегии поведения. Приобретение набора навыков, привычек и стилей отражает то, как можно обучиться вести себя намеренно рационально ( целенаправленно), и то, что эти знания связаны с определенным культурным контекстом, определяющим, что из усвоенного верно.  [42]



Страницы:      1    2    3