Cтраница 3
Грозненский и Краснодарский нефтяные гудроны ( получаются в результате перегонки нефтепродуктов) представляют собой твердые блестящие битумы с температурой размягчения, по Кре-мер - Сарнову, 90 - 110, хорошо растворимые в скипидаре, уайт-спирите, сольвент-нафте и совмещающиеся с маслом. Пленки лаков на искусственных асфальтах мягки и слегка сальны. Обычно для приготовления лаков эти асфальты сплавляют с естественным битумом, эфиром канифоли и другими смолами. [31]
Объем природных асфальтенов не удовлетворяют потребность народного хозяйства в них. Поэтому в промышленности разработаны процессы производства искусственных асфальтов. [32]
Применение органической части кислых отбросов весьма ограничено. В частности асфальтоподобные продукты находят применение для приготовления искусственного асфальта, и их эластичные свой-о Цва могут представлять некоторый интеред. [33]
Изменение физических свойств полученных продуктов показывает, чдо, наравне с явлениями дегидрогенизации, протекают и явления полимеризации. Действие воздуха при превращениях асфальтов с успехом применяется и для приготовления искусственного асфальта. [34]
Смолистые и асфалыеновие вецества ( GAB) относятся к наиболее сложным и наименее изученным компонентам нефти. В то se время они ЯВЛЯЕТСЯ важнейшими составными частный твердое битумов, природных и искусственных асфальтов. [35]
Есть, однако, особый вид нефтепродукта, в котором смолистые и асфальтовые вещества являются главной составной частью. Это - природные-асфальты, получившие настолько обширное и разнообразное применение, что для восполнения их ресурсов в настоящее время широко развилосьпро-изводство искусственного асфальта. Так как и природные и искусственные-асфальты своим происхождением теснейшим образом связаны с нефтью, то ниже, в связи с вопросом об утилизации смолистых и асфальтовых веществ нефти, они подлежат краткому рассмотрению. [36]
Есть, однако, особый вид нефтепродукта, в котором смолистые и асфальтовые вещества являются главной составной частью. Это - природные асфальты, получившие настолько обширное и разнообразное применение, что для восполнения их ресурсов в настоящее время широко развилосьпро-изводство искусственного асфальта. Так как и природные и искусственные-асфальты своим происхождением теснейшим образом связаны с нефтью, то ниже, в связи с вопросом об утилизации смолистых и асфальтовых веществ нефти, они подлежат краткому рассмотрению. [37]
Верхний слой содержит главным образом неизмененные углеводороды и вещества, растворимые в углеводородах; нижний водный слой представляет собой раствор кислот. Средний слой, представляющий смесь главным образом1 оксикислот, нерастворимых в углеводородах, отделяют и перегоняют под уменьшенным давлением ( 10 - 20 mm рт. ст.) для получения искусственного асфальта. [38]
Штампкартон - клееный картон, вырабатываемый из бурой древесной массы и служащий суррогатом бутылочных пробок. Водонепроницаемый автомобильный ( ОСТ 6637) - целлюлозно-древесномаесный картон черного и серого цвета с весом 1 м % 1 400 - 2 000 г, получаемый путем пропитки картонной массы в роллах особой смесью из искусственного асфальта, канифоли, каолина и соды или путем обработки специальной эмульсией поверхности готового картона; применяется в автотракторной пром-сти для внутренней обивки кабин и фаэтонов автомобилей. Асбестовый огнеупорный картон, вырабатываемый из асбеста и применяемый в различных отраслях пром-сти в качестве огнеупорного материала. Околышно-обувной картон из бурой древмассы жирного помола, применяемый для изготовления околышей и козырьков к фуражкам и обувных стелек и задников. Кожевенный картон - глазированный твердый и гибкий картон, представляющий собой заменитель кожи и вырабатываемый из кожаных обрезков и сучковой целлюлозы жирного помола; применяется для той же цели, что и околышно-обувной. [39]
Подобно природным, искусственные асфальты, как было уже указано, состоят из смол, асфальтенов и масел. Однако в количественном отношении здесь наблюдается значительная разница. Как видно из данных табл. 81, искусственные асфальты отличаются от естественных, во-первых, полным отсутствием асфальтогеновых кислот и, во-вторых, значительно большим содержанием масел. Кроме того, природные асфальты всегда содержат большее или меньшее количество минеральных примесей, тогда как в искусственных асфальтах содержание золы редко превышает 1 %, так что они представляют собой почти чистый битум. Наконец, должно быть отмечено еще одно различие природных и искусственных асфальтов: в то время как природные асфальты либо вовсе не содержат парафина либо содержат его крайне незначительное количество, в искусственных асфальтах содержание парафина может достигать нескольких процентов. [40]
Подобно природным, искусственные асфальты, как было уже указано, состоят из смол, асфальтснов и масел. Однако в количественном отношении здесь наблюдается значительная разница. Как видно из данных табл. 81, искусственные асфальты отличаются от естественных, во-первых, полным отсутствием асфальтогеновых кислот и, во-вторых, значительно большим содержанием масел. Кроме того, природные асфальты всегда содержат большое или меньшее количество минеральных примесей, тогда как в искусственных асфальтах содержание золы редко превышает 1 о, так что они представляют собой почти чистый битум. Наконец, должно быть отмечено еще одно различие природных и искусственных асфальтов: в то время как природные асфальты либо вовсе не содержат парафина либо содержат его крайне незначительное количество, в искусственных асфальтах содержание парафина может достигать нескольких процентов. [41]
Для полноты обзора искусственных ( нефтяных) асфальтов следует упомянуть в заключение об асфальте из кислого гудрона. Кроме смол, асфальтенов и масел, асфальт из кислого гудрона содержит еще продукты взаимодействия асфальтов с серной кислотой, устойчивые по отношению к щелочи. По споим качествам кислые аефалъты значительно уступают другим видам искусственного асфальта. [42]
После перегонки нефти остается остаток - мазут - в количестве 40 - 50 % веса исходной нефти. Из него, также путем перегонки, получают смазочные масла ( машинное, веретенное), вазелин, представляющий собой смесь жидких и твердых углеводородов, и парафин - твердых углеводородов. Остаток после выделения всех этих продуктов - гудрон - используют для приготовления искусственного асфальта. [43]
Вряд лп имеет смысл выходить за эти пределы даже в лабораторной практике, не говоря уже о заводских условиях. Температура осаждения асфальтспов заметно влияет на количество осадка. Исходя из того, что не существует резкого различия между смолами и асфальтенами и что и таких сложных системах, как природные и искусственные асфальты, очень трудно установить связь между химическим: составом системы и ее физическим состоянием, он изучал чисто физическую сторону вопроса, а именно физические, прежде всего реологические свойства системы в целом и основных компонентов ее составляющих ( асфальтспы, смолы, углеводороды) в отдельности, не задаваясь целью выяснить их химический состав и строение. [44]
Необходимо отметить, что битумные лаки создают не только химически стойкие защитные пленки, но и обладают большой водонепроницаемостью. К пленкообразователям черных лаков относится также особая группа химически стойких битумов - ас-фальтов природных и искусственных. В Советском Союзе природный асфальт имеется на Сахалине, в районе реки Печоры, в Воронежской области. Искусственные асфальты получаются из нефти и носят название п е к о в. [45]