Бедный крестьянин - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Дополнение: Магнум 44-го калибра бьет четыре туза. Законы Мерфи (еще...)

Бедный крестьянин

Cтраница 3


Непонятно, почему обрадовался этому закону г. Струве. Непонятно, каким образом можно усматривать закон да еще с огромным значением в расчетах г. Щербины. Очень естественно, что при не особенно больших различиях в образе жизни отдельных крестьянских семей мы получаем мало колеблющиеся средние, если разобьем крестьян по группам; особенно если за основание при делении на группы возьмем размер надела, не определяющий непосредственно благосостояния семьи ( так как надел может быть сдан, а может быть и еще арендована земля) и достающийся одинаково и богатому и бедному крестьянину, владеющим одинаковым числом окладных дут. Расчеты г. Щербины только и доказывают, что он избрал неудачный прием группировки. Если г. Щербина видит тут какой-то открытый им закон, - то это совсем странно.  [31]

Теперь республика эта провозглашает, что Советы представляют организации пролетариев и бедных крестьян. Зажиточные теряют избирательное право в Советы. Бедный крестьянин признается здесь постоянным и массовым продуктом социалистической аграрной реформы при диктатуре пролетариата ( стр.  [32]

Перелом наступил, - мы все это знаем, видим и чувствуем. Армия создается, Красная Армия рабочих и бедных крестьян, готовых на все жертвы для защиты социализма. Армия крепнет и закаляется в битвах с чехословаками и белогвардейцами. Фундамент заложен прочно, надо спешить с возведением самого здания.  [33]

Все свидетельства подтверждают ту особую важность, которую приписывал Ленин этой мере. Это была мера, вызванная политической необходимостью. Столыпин, стараясь найти пути повышения производительности российского сельского хозяйства, тоже - а возможно, и прежде всего - стремился облечь свои реформы в такую форму, в которой они помогали бы ему добиться лояльного отношения к режиму со стороны определенной привилегированной части крестьянства. Сходный мотив лежал и за большевистским призывом к бедному крестьянину. Однако в то же самое время это была и мера, продиктованная социалистическим принципом. Буржуазная линия была достаточно ясна.  [34]

В чем должно состоять то насильственное устранение средневековой скорлупы, которое стало необходимостью для дальнейшего свободного развития нового хозяйственного организма. Средневековым является в России до сих пор и помещичье землевладение и в значительной части также крестьянское. Мы видели, как новые экономические условия ломают эти средневековые рамки и перегородки землевладения, заставляя бедного крестьянина сдавать свой исконный надел, заставляя зажиточного крестьянина составлять свое, сравнительно крупное, хозяйство из кусочков различных земель: и надельных, и купчих, и арендованных у помещика.  [35]

Не только признано всей Россией, что вы являетесь бедным и угнетенным народом, но беспощадной, жестокой политикой империализма давно уже был вынесен приговор, обрекающий вас на вымирание. Вы были самым угнетенным народом, у которого затоптали честь и право. Ваши слезы, смешанные с кровью, сочащейся из ваших сердец, ноющих в безнадежных поисках милости и спасения от заранее приготовленных для вас могил, ваше неутешное горе и вопли души - все это могла услышать только власть бедных, рабочих; только она может протянуть вам руку помощи. Лишь ] когда власть в России перешла из рук бессердечных и жестоких богачей в руки Советов, защищающих права бедных крестьян и рабочих, наконец, было учтено священное желание в прошлом подавленного, угнетенного башкирского народа и осуществляется его многовековое чаяние.  [36]

Оно резко усилилось с переходом от натуральной ( продуктовой) ренты к денежной. Бедные крестьяне, дошедшие до разорения, превращались в наемных работников.  [37]

Нам нужен добровольный союз, союз только таких людей, которые поняли, что им надо соединиться с городскими рабочими. В общество не те люди входят, которые работают на богатеев, которые хотят вместе бороться с богатеями. В общество входят всякие люди не по своей воле, а потому, что их родители на этой земле жили, на этого помещика работали, потому что их начальство к этому обществу приписало. Из общества бедные крестьяне не могут свободно выйти; в общество они не могут свободно чужого человека принять, который приписан полицией к другой волости, а нам, для нашего союза, требуется, может быть, именно здесь. Нет, нам совсем другой союз нужен, добровольный союз одних только работников и бедных крестьян для борьбы со всеми, кто живет чужим трудом.  [38]

Как ни быстро растет народная нужда в Сибири, все же тамошний крестьянин несравненно самостоятельнее российского и к работе из-под палии мало приучен. Полый закон старается его приучить. Предназначаемые дли частновладельческих хозяйств земли нарезаются, по возможности, вперемежку с площадями, наделенными крестьянам, - гласит ст. 4 закона. Царское правительство заботится о заработке для бедных крестьян. Десять лет тому назад тот самый г. Ермолов, который теперь, в качестве министра земледелия и государственных нму-щести, внес в Государственны совет закон об отводе казенных земель г, Сибири частным лицам, издал ( без своей подписи) книгу Неурожай и народное бедствие. В этой книге он прямо заявлял, что пет основания разрешать переселение в Сибирь тем крестьянам, которые могут иметь заработки у местных помещиков. Русские государственные люди не церемонятся выражать чисто крепостнические взгляды: крестьяне созданы для работы на помещиков, и потому крестьянам не следует даже разрешать переселяться, куда они хотят, если от этого помещики лишатся дешевых рабочих. Сибирь, - тогда царское правительство, точно бурмистр старого барина, побежало за ними вдогонку, чтобы донять их и на новом месте.  [39]

Мне хотелось бы обратить ваше внимание па главное, а главное - ито опрос о высокой урожайности. В старом Донбассе про смоленских рассказывали, что их безземельные крестьяне, не имен возможности найти работу, поступали так: чтобы но дать семье умереть с голоду, бедный крестьянин осмолит оглобли у телеги, запряжет в нее спою клячу и ездит по селам соседних губернии - - просит по-данпие, как погорелец. Нее, мол, у мепн сгорело, только телегу удалось снасти, да и у той оглобли обгорели.  [40]

Вторая фаза, которая частично совпадала по времени с первой, была связана с разделом земли после того, как уже прошел процес национализации или захвата, и сопровождалась резким обострением противоречий между большевиками и их эсеровскими союзниками. До тех пор пока именно этот вопрос оставался главным, интересы всех крестьян совпадали. И здесь-то в общем и целом эсеры взяли сторону относительно зажиточных и благополучных крестьян, которые индивидуально или объединившись в коммуны возделывали свои собственные земли, а большевики выступили защитниками интересов бедных крестьян, либо вообще безземельных, либо имевших такие мизерные наделы, которые не могли их прокормить, если они не нанимались на работу к другим.  [41]

Иногда вся земля в пределах села или волости объединялась в один общий фонд, подлежащий затем дальнейшему перераспределению, иногда распределялась только конфискованная помещичья земля. Если исходить из общих соображений, а также из того факта, что в большинстве органов, занимавшихся перераспределением земли, влияние эсеров было преобладающим, то представляется вполне вероятным предположить, что в целом бедные крестьяне выиграли от всего этого меньше, чем их более процветающие соседи.  [42]

Находятся даже люди, которые называют себя социалистами-революционерами и тоже кричат, вслед за буржуазией, что всего нужнее крестьянину кооперации. Начинают заводить всякие кооперации и у нас в России, но у нас еще очень мало их, и до тех пор будет мало, покуда не будет политической свободы. И посмотрите, кому больше всего помогают эти кооперации. Во всей Германии 140 тысяч сельских хозяев участвует в товариществах для сбыта молока и молочных продуктов, и у этих 140 тысяч хозяев ( мы берем опять круглые цифры, для простоты) 1100 тысяч коров. Бедных крестьян считают во всей Германии четыре миллиона. Из них только 40 тысяч участвует в товариществах: значит, из каждой сотни бедняков только один пользуется этими кооперациями.  [43]

Нам нужен добровольный союз, союз только таких людей, которые поняли, что им надо соединиться с городскими рабочими. В общество не те люди входят, которые работают на богатеев, которые хотят вместе бороться с богатеями. В общество входят всякие люди не по своей воле, а потому, что их родители на этой земле жили, на этого помещика работали, потому что их начальство к этому обществу приписало. Из общества бедные крестьяне не могут свободно выйти; в общество они не могут свободно чужого человека принять, который приписан полицией к другой волости, а нам, для нашего союза, требуется, может быть, именно здесь. Нет, нам совсем другой союз нужен, добровольный союз одних только работников и бедных крестьян для борьбы со всеми, кто живет чужим трудом.  [44]

Жизнь простого народа отличается простотою; пища состоит из неболь того числа самых дешевых блюд; дрова также чрезвычайно дешевы; мебели в домах никакой, образа составляют единственное украшение голых стен. Роскошь богатых и знатных обнаруживается в большом количестве холопей ( от 30 до 60) и лошадей. Часто дают они большие пиры, на которых подается множество блюд и напитков; но это стоит им недорого, потому что запасы получаются из деревень; кроме того, гости хорошо платят за честь быть приглашенными на пир знатного человека; если немецкий купец приглашается на такой пир, то знает, как дорого обойдется ему эта честь; воеводы в торговых городах отличаются подобным гостеприимством. Холопи не получают пищи от господ, но кормовые деньги, и в таком малом количестве, что едва могут поддерживать жизнь; от этого в Москве происходят частые воровства и смертоубийства. Затворничество девушек у достаточных людей, невозможность жениху видеть невесту до свадьбы и обманы, подстановка невест препятствуют супружескому счастию, мужья с женами часто живут как кошки с собаками. Из русских обычаев Олеарий упоминает о следующем: за восемь дней до Рождества Христова и до Крещенья по улицам бегают люди с огнем особенного рода ( жгут они порох, сделанный из травы плауна) и подпаливают бороды прохожим, особенно достается от них бедным крестьянам; кто хочет, впрочем, может откупаться от них, заплативши копейку; их зовут халдеями, потому что они изображают тех служителей царя Навуходоносора, которые разжигали печь Вавилонскую для трех еврейских отроков.  [45]



Страницы:      1    2    3    4