Русская летопись - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Почему-то в каждой несчастной семье один всегда извращенец, а другой - дура. Законы Мерфи (еще...)

Русская летопись

Cтраница 3


Эпидемия черной смерти XIV века, охватившая Индию, Китай, всю Европу и Северную Африку, проделала свой гибельный путь и по Руси. Русские летописи того времени неоднократно упоминают мор силен, мор велик. В начале XV столетия в летописях описывается мор во всех градах русских. Большой силы достигла эпидемия чумы в России в 1654 - 1657 гг. Неоднократно появлялась в России чума и в XVIII столетии.  [31]

Различные детали рассказа саги о русско-норвежских посольствах и переговорах не позволяют датировать их 1251 г. Этому противоречат показания русских источников, которые не знают такого существенного факта, как приход на русские земли татар в 1251 г. Далин дал иную дату интересующих нас событий - 1252 г. Сложно сказать, какими соображениями руководствовался при этом Далин. Но его поддержал Н.М.Карамзин, указавший, что именно в 1252 г. имело место вторжение татарских полков на Русь, о котором говорится в саге. Действительно, русские летописи упоминают о приходе в тот год на Русь из Орды так называемой Неврюевой рати, опустошившей ряд городов и областей.  [32]

Далее г. Костомаров переходит к заподозриванью самой сущности известия, как оно помещено в грамоте Михаила, и замечает, что об этом происшествии нет ни слова у современных повествователей, как русских, так и иностранных. Что касается русских летописей, то автор утверждает, что они были довольно щедры на рассказы... Предоставляем автору доказать эту новость. Московский летописец ( кто он был, неизвестно) слегка касается важнейших событий государственной жизни и жизни столицы: что же мудреного, что он не знал о событии местном, о событии костромском, о подвиге, совершенном в глуши темным человеком.  [33]

ЫЛИ приписаны К числу святых. Известны были на Руси имена монастырских врачей: Антония, Феодосия ( умер в 1047 г.), Дамиана ( умер в 1072 г.), Агапита. О их деятельности упоминают русские летописи и Кие-во - Печерский патерик.  [34]

Самоназвание народа, употребляемое его большинством, - мари. Марийцы правобережья Волги и Поветлужья используют термин мары. Последнее название до революции употреблялось в официальных документах и научной литературе; оно было известно уже в ранних русских летописях.  [35]

Новгорода, Пскова и Полоцка - появились новые соседи. После основания в 1201 г. Риги в Прибалтике образовалось подчиненное непосредственно Римскому Папе епископство и Братство воинов христовых - духовно-рыцарский Орден меченосцев, силы которого постепенно продвигались на восток в современную Эстонию ( Чудь в русских летописях), землю ливов, латгалов, земгалов и куршей ( современную Латвию) и на юг в языческую Литву.  [36]

Первые письменные сведения о продвижении русских на северо-восток Европы относятся к XI в. Есть упоминания, согласно которым славянские племена вели торговлю с Югрой еще в VI в. Русские летописи отмечают зависимость в IX в. Печоры и Югры от киевских князей и систематических сборах дани. В начале II тысячелетия ватаги ладожско-новгородских ушкуйников через Пинежско-Кулойский и Пезско-Ци - лемский волоки проникали на Нижнюю Печору.  [37]

Древней Руси приобретают скандинавские и немецкие источники. Сообщения исландских королевских саг ( наименее беллетризированного вида саговой литературы) и других древнескандинавских источников проливают свет на территориально-политическую структуру Новгородской земли и место в ней Ладоги, административную и фискальную системы. Многочисленные генеалогические сведения немецких и скандинавских источников ( о зарубежных браках русских князей и княгинь) в значительной степени восполняют данные русских летописей. Они не только свидетельствуют о широких международных связях и активной внешней политике Руси, но и помогают установить родственные отношения ( в частности, порядок рождения сыновей, их происхождение от различных браков) в княжеских семьях и тем самым проливают свет на механизмы междукняжеских отношений в период раздробленности.  [38]

Важнейшими греческими колониями на северном побережье Черного моря и в Приазовье были: Ольвия ( при устье Буга); в Крыму - Херсонес ( Корсунь русской летописи, близ нынешнего Севастополя), Феодосия ( Кафа), Пантикапея на Керченском проливе, который у греков носил название Боспора Киммерийского; на Таманском полуострове Финагория ( Таматарха, позднее русск.  [39]

В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами ( жемаиты - жудь, аукшайты, ятва-ги, курши и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман ( города Новогрудок, Гродно и др.), так называемая Черная Русь.  [40]

Несколько позднее, с середины X в. Руси, нового могущественного соседа Византийской империи, начинает привлекать внимание византийских писателей. В сочинениях Константина VII Багрянородного, Льва Диакона и других не только упоминаются различные контакты с Русью [ например, посещение княгиней Ольгой Константинополя ( см. часть II, гл. Вместе с известиями русских летописей и данными археологии эти сообщения предоставляют возможность более конкретно и детально исследовать начальный период русской государственности.  [41]

Катастрофа, постигшая караванный путь из Китая в Испанию - шелковую дорогу, конечно же, отразилась и на Хазарии. Еще севернее простирались бескрайние земли, которые в норвежских сагах назывались Биармия, а в русских летописях - Великая Пермь. Вот тут-то купцы-рахдониты ( в переводе знающие путь) и организовали свои торговые поселения - фактории.  [42]

С Меотидой - Азовским морем у Цеца ассоциируется целая ветвь скифов. В экскурсе о скифах в Историях различается три их ветви ( этноса): меотийские, кавказские ( с ними связаны узы и гунны) и оксианские. К последним, по Цецу, относятся скифы, находящиеся за Гирканским ( т.е. Каспийским) морем - в Сугдиаде, где протекает река Оксос. Однако, комментируя в Историях упоминаемые в одном из писем оксианские рыбы, Цец локализует оксиан в Крыму и отождествляет их с хазарами: Хазары, жители Сугдеи и Херсона, именуются оксианами по названию реки Оксос, которая течет в их земле. Эта неожиданная, казалось бы, атрибуция может быть объяснена тем, что Цец спутал Сугдею - город и порт в Крыму ( Сурож русских летописей, совр. Судак) с Согдианой - областью Средней Азии, в которой и протекает река Оксос ( совр. Жителей именно среднеазиатского района Цец называет оксианскими скифами и сближает их с восточными скифами Геродота.  [43]

Половцы ( иначе - кипчаки или куманы) - тоже тюркская народность - еще в X в. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: Придоша половой первое на Русьскую землю воевать.  [44]

В 943 г. хазары вновь послали войско русов - уже своих данников - на Каспий, для войны с дейлемитами. Русы захватили в низовьях Куры крепость Бердаа. Но, видимо, на Русь не вернулся никто, так как в русских летописях нет ни слова об этом походе.  [45]



Страницы:      1    2    3    4