Маргинал - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Вы молоды только раз, но незрелым можете оставаться вечно. Законы Мерфи (еще...)

Маргинал

Cтраница 3


Третья группа концепций рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои - нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы, - чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, благосостояния, и оградить тем самым обеспеченные классы от их возможной неконтролируемой ярости.  [31]

Когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются многочисленные новые ориентиры, образцы и нормы, люди поневоле становятся маргиналами, лишенными устойчивых социальных стереотипов.  [32]

Государство, не находя применения высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на достойную жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры. К сожалению, вектор социализации молодежи все больше направляется в эту сторону. Половину всех преступлений в стране совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы - подростки 16 - 17 лет.  [33]

В том случае, если при схожести статусных профилей один из статусов по определенному ранговому показателю существенно отличается от остальных ( на рис. 13 это будет выглядеть как некоторый пик, выделяющийся среди остальных статусов), с большой вероятностью можно утверждать, что в данный момент времени индивид является маргиналом относительно группы с близкими к его собственному статусными профилями. Например, человек очень богатый, но не имеющий высокого статуса или престижа, не может занимать место в более высоких социальных слоях общества, так как высшие слои общества чутко реагируют на недостаточный престиж, образование или должность.  [34]

В том случае, если при схожести статусных профилей один из статусов по определенному ранговому показателю существенно отличается от остальных ( на рис. 12 это будет выглядеть как некоторый пик, выделяющийся среди остальных статусов), с большой вероятностью можно утверждать, что в данный момент времени индивид является маргиналом относительно группы с близкими к его собственному статусными профилями. Например, человек очень богатый, но не имеющий высокого статуса или престижа, не может занимать место в более высоких социальных слоях общества, так как высшие слои общества чутко реагируют на недостаточный престиж, образование или должность.  [35]

Маркузе очерчивает ту сферу, где уже сейчас возможен революционный прорыв в будущее, - это авангардистское искусство, особенно сюрреализм; одновременно он указывает те социальные группы, которые в большей степени располагают революционными потенциями, - это молодежь, особенно студенческая, национальные меньшинства, население стран третьего мира, люмпены - все маргиналы, которые меньше других подвержены конформистскому, интегрирующему влиянию господствующих социальных структур.  [36]

Это пограничное состояние, когда человек структурно принадлежит какой-то общности, но содержательно не удовлетворен качеством реализации своих интересов, социологи и стали называть маргинальностью. Маргиналы находятся в таком объективном состоянии, которое может порождать разнообразные поведенческие реакции. Иногда они составляют внутреннюю оппозицию, не покидая пределы прежней общности, иногда ведут жизнь двойного агента, будучи параллельно вписаны в несколько однотипных ассоциаций ( например, профессиональных, семейных, дружеских и даже политических), а зачастую порывают с прежней ассоциацией и вливаются в другую, где их значимые потребности и цели оказываются более достижимы.  [37]

В современном понимании маргинал не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не нашедшее возможности реализовать себя в полной мере, оказывающееся вне социальных связей и отношений.  [38]

В недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками, автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков, проституток.  [39]

Информационный подход предлагает несколько иное объяснение увеличения этнической эндогамии титульного этноса. Доля этнических маргиналов в каждом новом поколении этноса во многом определяется характером протекания урбанизационных процессов. Нарастание сложности социальных связей и неопределенности информационной ситуации в быстро растущих городах ведет к тому, что вчерашние мигранты начинают искать психологическую, а иногда и чисто деловую опору в поддержании или возобновлении внутриэтнических межличностных связей. Напомним, что в национальных автономиях РСФСР, а также во многих столицах союзных республик на определенном этапе в составе городского населения преобладали русские.  [40]

Наряду с изменением облика среднего класса переход к информационному обществу определил возникновение новых маргинальных слоев, которые качественно отличаются от прежних. К традиционным маргиналам, прежде всего, относились неспособные и нежелающие систематически работать, живущие случайными заработками, воровством, попрошайничеством люмпен-пролетарии.  [41]

Маргинализация подразумевает разрыв ( главный признак потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную или без полной адаптации в новой общности, в классическом случае последовательно рвутся экономические, и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности восстанавливаются, причем установление социальных и духовных связей, как правило, сильно отстает от установления связей экономических. Примеры маргинальности: горожане сельского происхождения, дети из межнациональных семей, представители третьих стран, получившие европейское образование, эмигранты, а также такая категория социально обездоленных, как нищие, бродяги.  [42]

Имеются разные подходы к определению конкретного содержания этого явления. В узком смысле маргиналы - это часть населения, не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных фикций, не обладающая социальным статусом и существующая на средства, которые добываются в обход общепринятых установлений либо предоставляются кз общественных фондов.  [43]

Такие крупномасштабные процессы имели место в период крушения древних империй, упадка и развала средневековых государств. К росту численности маргиналов обычно ведут и революции. Одни общественные классы теряют свое привилегированное положение, долго не могут найти себе новое место. Другие группы перемещаются на новые социальные позиции, где болезненно адаптируются.  [44]

Большее значение имеют психологические основания этих процессов. Рабочий - выходец из деревни был маргиналом в городе, новая социальная сила предложила ему главенствующие позиции в новом социальном порядке.  [45]



Страницы:      1    2    3    4