Маргинальность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Русский человек на голодный желудок думать не может, а на сытый – не хочет. Законы Мерфи (еще...)

Маргинальность

Cтраница 1


Маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям ( зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.  [1]

Маргинальность ( от французского marge - край, marginal - крайний) - это пограничность состояния индивида ( или группы) по отношению к социальной общности, страте или социально значимым структурам. Термин маргинальность указывает на возможность возникновения особого положения индивида или группы в социальном пространстве, когда они оказываются на стыке субкультур, не принадлежа ни одной из них, или просто вытесняются на периферию социальной жизни. Индивид или группа, оказавшиеся в таком состоянии, называются маргиналами.  [2]

Маргинальность как явление - неизбежность социальной мобильности, причем как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с переходом на другие равные по престижности статусные позиции. В ходе такого перехода потеря объективной принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Причины этого запаздывания - особенности индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультуры, формирование нового вида идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого осуществляется субъективная адаптация.  [3]

У маргинальности конструктивные или деструктивные последствия, например, суицид и повышение творческой активности. Все зависит от того, каким будет социальное и психологическое направление выхода из ситуации - нисходящая или восходящая социальная мобильность, фрустрация и подавленность или творческий подъем и активность.  [4]

Часто маргинальность считают результатом сверхконформности ( судорожных попыток приспособиться к новой культуре), свидетельством чего является сверхпатриотизм новоявленных граждан государства, религиозная нетерпимость обращенных в новую религию или мелочное следование аристократическому этикету со стороны новоявленных богачей. С другой стороны, можно наблюдать, как маргинальные личности принимают оппозиционные идеи и присоединяются к непопулярным движениям, как бы желая сказать: Здесь по крайней мере хоть кто-то будет ценить меня по-настоящему.  [5]

Часто маргинальность считают результатом сверхконформности ( судорожных попыток приспособиться к новой культуре), свидетельством чего является сверхпатриотизм новоявленных граждан государства, религиозная нетерпимость обращенных в новую религию или мелочное следование аристократическому этикету со стороны новоявленных богачей. С другой стороны, можно наблюдать, как маргинальные личности принимают оппозиционные идеи и присоединяются к непопулярным движениям, как бы желая сказать: Здесь по крайней мере хоть кто-то будет ценить меня по-настоящему.  [6]

Концепция маргинальности была впервые разработана Робертом Парком в ходе изучения им процессов ассимиляции культур.  [7]

Состояние маргинальности, если оно приобретает стойкий характер, делает личность конгломератом разноплановых социальных ролей и культурных ориентации Такая амбивалентность ведет нередко к деперсонализации, порождает внутреннюю напряженность, психические расстройства и срывы. Вместе с тем именно такое совмещение элементов разных культур может приводить к обогащению личности создавать предпосылки для развития ее творческих способностей.  [8]

Такая трактовка маргинальности позволяет понять, откуда берется человеческий материал для строительства новых ассоциаций в стабильных общественных системах; в нестабильных, как мы видим на примере собственного российского общества, неудовлетворенность и выпадение из структурных общностей может носить преимущественно вынужденный или принудительный характер, т.е. не быть связанной со свободным поиском лучших возможностей, а определяться внешними неблагоприятными обстоятельствами.  [9]

Социологи под маргинальностью понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование.  [10]

В данном случае маргинальность рассматривается нами не как принадлежность к социальному дну, но как состояние статусного несоответствия или декомпозиции статусов ( см.: Lenski G.  [11]

Основу классической концепции маргинальности заложили исследования особенностей личности, находящейся на границе различных культур, проводимые Чикагской социологической школой.  [12]

Аксиома болвана является слабой формой маргинальности. Агент с нулевым маргинальным вкладом в любую коалицию остальных игроков является болваном. В аксиоме утверждается, что он должен получить нуль. В предположении маргинальности и анонимности вектор Шепли нулевой игры ( v ( S) О для всех S) есть нулевой вектор. Следовательно, в произвольной игре болван должен получить нуль.  [13]

Это пограничное состояние, когда человек структурно принадлежит какой-то общности, но содержательно не удовлетворен качеством реализации своих интересов, социологи и стали называть маргинальностью. Маргиналы находятся в таком объективном состоянии, которое может порождать разнообразные поведенческие реакции. Иногда они составляют внутреннюю оппозицию, не покидая пределы прежней общности, иногда ведут жизнь двойного агента, будучи параллельно вписаны в несколько однотипных ассоциаций ( например, профессиональных, семейных, дружеских и даже политических), а зачастую порывают с прежней ассоциацией и вливаются в другую, где их значимые потребности и цели оказываются более достижимы.  [14]

Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциации маргинальное с состоянием промежуточности, окраинности, пограничности. Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране.  [15]



Страницы:      1    2    3