Экологическое мышление - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизненно важные бумаги всегда демонстрируют свою жизненную важность путем спонтанного перемещения с места, куда вы их положили на место, где вы их не сможете найти. Законы Мерфи (еще...)

Экологическое мышление

Cтраница 3


Роль экологического воспитания в формировании у человека экологической культуры, бережного отношения к природе и ее ресурсам освещены в книгах: Экология, культура, образование. В последней из них практически впервые обстоятельно рассматривается широкий круг остросовременных проблем, дающих целостное представление об экологической культуре. Среди них экологическое мировоззрение, экологическое мышление, социально-экономический идеал, экологическая ответственность, экологические инициативы и многое другое.  [31]

Важно отметить, что социальная экология имеет одни и те же теоретические корни с общей биологической экологией, уходящие в глубь веков и подпитываемые самыми разными традициями, сложившимися в ходе исторического развития гуманистической мысли. Анализ многочисленных исторических данных в области социальной экологии важен как в гносеологическом, так и в прагматическом отношении. Гносеологический анализ экологических проблем прошлого и настоящего непременно подкрепляется онтологическим ( разумным) анализом самой экологической обстановки. При таком сочетании повышается убедительность экологического мышления и обеспечивается наибольшая результативность.  [32]

Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема человек-общество-природа уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зрелого мировоззрения. Еще мыслители Древней Греции хорошо понимали, что нельзя понять данную систему вне обращения к законам более общей системы, ее надсистемы. Наверное, надо согласиться с тем, что в данном отношении экологическое мышление в значительной мере ущербно.  [33]

Одной составляющей являются собственно экологические и связанные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практическо-го отношения к действительности. Все вышеназванные составляющие образуют единое содержание процесса становления нового экологического мышления. В настоящее время уровень экологического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков.  [34]

Однако ее задача по преобразованию среды в интересах человека2 не означает игнорирования интересов самой среды. Сохранение естественных систем природы ( общества) обычно совпадает с целями человека, поскольку без адекватной своим нуждам среды он существовать не может. В связи с этим консервация и преобразование среды не могут находиться в альтернативном противоречии, наоборот, они часть единого диалектического целого, подобно наследственности и изменчивости. Именно понимание динамичной целостности этих процессов лежит в основе экологического мышления.  [35]

Из этого вытекают, по крайней мере, следующие выводы. Во-первых, при разработке и создании новой техники в экономической деятельности нужно исходить из необходимости взаимоадаптации работника и окружающей среды, тщательно учитывать текущие и отдаленные экологические последствия принимаемых технико-экономических мер. Во-вторых, при определении эффективности новых научно-технических решений нельзя не учитывать затраты ( причем существенно растущие) на природоохранные мероприятия. В-третьих, необходима разработка экономического инструментария использования природных ресурсов - их оценок, нормативов использования, эффективности затрат на природоохранные мероприятия. Пока такой инструментарий еще не создан, и экономика природопользования находится в зачаточном состоянии. Сегодня специалист может считаться профессионально подготовленным лишь в том случае, если он имеет глубокие знания экономических аспектов экологии и обладает экологическим мышлением как составной частью мышления экономического.  [36]



Страницы:      1    2    3