Cтраница 2
Эмпирический подход проявляется и в экспериментальной оценке самостоятельной работы как организационной формы обучения. Как правило, не проводится систематического изучения эффективности ее различных видов, различных способов педагогического руководства. Обычно сравниваются аудиторные занятия и самостоятельная работа. Такие исследования нередко имели целью показать заранее принимаемый истинным факт малой эффективности лекций иди семинаров в сравнении с самостоятельным чтением, или, более общо, ( Неэффективность вузовского обучения по сравнению с самостоятельной работой студентов. [16]
Лекции, записанные на видеомагнитофон, широко практикуются в учебных заведениях зарубежных-стран, особенно США. Таким образом тиражируются лекции лучших преподавателей. В советских вузах организованные аудиторные занятия с применением видеозаписей лекций проводятся скорее как исключение, например, в случае болезни лектора. Записи обычно делаются в специально оборудованных помещениях; текст их, как правило, более лаконичен. [17]
Обычная ( традиционная) лекция является информационно-сообщающей, основанной на монологе преподавателя. Предполагается, что они способны хотя бы частично усвоить содержание в ходе лекции. Для проработки учебного материала используются практические аудиторные занятия и самостоятельная внеаудиторная работа. [18]
Студенты в колледжах и университетах Великобритании не объединяются в группы постоянного состава, как это имеет место в наших техникумах и вузах. Студенты одного класса вместе посещают лекции, аудиторные занятия и семинары, которые могут вести профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели. Преподаватели, ведущие эти занятия, называются лекторами. [19]
Современный Гуманитарный Институт является официальным участником проводимого Министерством образования РФ эксперимента по развитию, эффективных дистанционных методов образования, применяемых при обучении, в институте да шести социально-гуманитарных направлениях. В рамках этого эксперимента в СГИ используется построение программ обучения по модульному принципу и виртуально-тренинговая система обучения, которая дает возможность человеку любого возраста получать высококачественное высшее образование в месте его проживания и будущей профессиональной деятельности. На изучение одной юниты отводится 45 учебных часов, аудиторные занятия составляют всего 8 - 10 часов. [20]
США; в силу этой и ряда других причин аудиторных занятий обычно больше, времени, отводимого на самостоятельную работу, меньше. Как видим, здесь соотношение резко отличается от американских данных и преобладают аудиторные занятия. Чайлдом [102], английские студенты тратят всего 1 - 2 часа в день на самостоятельные занятия. Что касается Франции и ФРГ, систематических исследований подобного рода вообще не проводилось, и, соответственно, имеются лишь сведения об аудиторной нагрузке. [21]
Аудиторные занятия предназначены не только для передачи знаний студентам, но и для того, чтобы научить студентов самостоятельно приобретать знания. Эти занятия нужны для приобретения не только знаний, но и навыков по их использованию. Они предназначены не только для овладения знаниями, но и для развития мышления. Аудиторные занятия нужны для общения студента с преподавателем, в процессе которого из студента формируется инженер. [22]
Задача обучения студентов навыкам разговорной речи выполняется путем использования тематического материала учебника для пересказов, составления диалогов, а также организации учебных игровых ситуаций, предложенных в конце каждого урока. Учебные игровые ситуации или деловые игры на базе тематики уроков создают условия для имитации естественной речи, стимулируют общение студентов друг с другом на иностранном языке, развивают спонтанную речевую активность. Они одновременно интенсифицируют усвоение лексического и грамматического материала, являются средством контроля лексики предыдущих уроков и навыков разговорной речи. Следует отметить, однако, что задания, предложеннные в учебнике, даются только как образцы, примеры возможных учебных игровых ситуаций. Имеется в виду, что преподаватель, в зависимости от уровня знаний и разговорных навыков студентов, в процессе работы сам будет создавать аналогичные проблемные ситуации, этюды и использовать их по своему усмотрению на различных этапах работы над уроком-темой. Такие аудиторные занятия в дальнейшем являются базой для внеклассной кружковой работы по развитию навыков устной речи. [23]