Фактические знания - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Девушка, можно пригласить вас на ужин с завтраком? Законы Мерфи (еще...)

Фактические знания

Cтраница 2


Чтобы максимизировать преимущества автоматического приобретения знаний, следует сделать упор на приобретение тех типов знаний, которые трудно приобретать ручным способом, но для которых возможна разработка автоматических методов. Целесообразно рассмотреть те области, в которых приобретение знаний вручную ограничено умственными возможностями человека. К примеру, химик нашел бы более простым сформулировать относящееся к фактической стороне дела правило о масс-спектроскопии ( скажем, тот факт, что двойные связи редко разрываются в масс-спектрометре), чем объяснить, когда и как использовать эти знания для определения структуры. Представляется, что существуют по крайней мере две причины такого различия: ( 1) эксперты в меньшей степени осознают стратегии получения решения в своей области, чем фактические знания; ( 2) для того, чтобы выразить стратегические знания, которые будут полезными в конкретной экспертной системе, необходимо во всех подробностях понимать используемый для решения задач механизм и знания об управлении, реализованные в системе. По мере того, как сложность экспертных систем продолжает расти, вторая из этих причин становится особенно значимой: эксперты находят очень трудным иметь дело с бездной подробностей, связанных с пониманием последствий даже небольшого изменения в стратегических знаниях. Следовательно, в силу того, что ручные методы приобретения стратегических знаний наталкиваются на пределы человеческих возможностей, автоматические методы приобретения стратегических знаний будут особенно важны для дальнейшего развития экспертных систем.  [16]

17 В процессе построения экспертной системы человек приобретает знания об этой программе.| Так же как были извлечены, закодированы и введены в базу знаний программы знания о задаче, извлекаются, кодируются и вводятся в базу знаний метауровня эти знания метауровня о программе. [17]

Что же является источником метазнаний. Парадоксально, но большая их часть проистекает от недостаточного понимания самого явления. Пока некоторая задача не окажется полностью формализованной, а часто и после этого, специалисты не будут обсуждать ее в чисто формальных терминах. Сначала они сообщают совокупность фактов, теорем, уравнений, категорий, лабораторных объектов и операций, которые составляют теорию нулевого порядка для рассматриваемой предметной области. Последняя содержит те фактические знания, которые имеются в учебниках по этому предмету.  [18]

К 1962 г., когда Л. Д. Ландау не смог уже больше работать, оставались ненаписанными три ( тома IV, IX и X) из десяти задуманных томов Курса; кроме того, необходимо было переиздать с исправлениями и дополнениями вышедшие ранее тома. Если память не изменяет, я считал, и так, вероятно, думали многие, что Курс останется незавершенным. Конечно, будь жив Ландау, новые тома и новые издания старых томов были бы несколько иными, отражали его бесценные научные знания и глубину понимания физики. Но то, что сделано Е. М. Лифшицем и Л. П. Питаевским - это не суррогат, а полноценный вклад в Курс. Удивляться этому не следует, поскольку речь идет об учениках Ландау, впитавших в себя не только фактические знания, но и подход и методологию Ландау. Вместе с тем стал особенно очевидным и вклад Е. М. Лифшица в то, что было сделано еще при жизни Ландау.  [19]



Страницы:      1    2