Социальный антагонизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Почему неправильный номер никогда не бывает занят? Законы Мерфи (еще...)

Социальный антагонизм

Cтраница 3


Маркс раскрыл теоретическую несостоятельность п практическую вредность тезиса Лассаля о пресловутом железном законе заработной платы, фатально предопределявшем невозможность для рабочих добиться при существующем строе какого-либо улучшения условий труда. Лассалевское положение, разъяснял Маркс, является вульгарной попыткой свести социальные антагонизмы капиталистического общества к действию вечных законов народонаселения, рост которого, как утверждал Лассаль вслед за Мальтусом, будто бы неизбежно понижает уровень заработной платы. Эта догма, подчеркивал Маркс, затушевывает эксплуатацию капиталистами рабочих, обезоруживает их, внушает ложное мнение о бессмысленности организованного сопротивления капиталистическому гнету, создания профессиональных организаций, устройства стачек.  [31]

Маркс раскрыл несостоятельность и реакционную сущность тезиса Лассаля о пресловутом железном законе заработной платы, фатально предопределявшим якобы невозможность для рабочих добиться улучшения условий труда. Лассалевское положение, разъяснял Маркс, является вульгарной попыткой объяснить социальные антагонизмы капиталистического общества вечными законами народонаселения, рост которого, как утверждал Лассаль вслед за Мальтусом, будто бы неизбежно понижает уровень заработной платы. Лассальянская догма, подчеркивал Маркс, затушевывает сущность эксплуатации капиталистами рабочих, обезоруживает их, приводя к ложному выводу о бесплодности организованного сопротивления капиталистическому гнету, создания профессиональных организаций, устройства стачек.  [32]

Однако он вынужден признать, что в действительности в современных обществах социальные антагонизмы представляют собой явление в высшей степени распространенное. Тем не менее ситуацию, когда разделение труда не производит солидарность, он объявляет анормальной. Чтобы обосновать такую характеристику, ему приходится исходить из предположения о том, что современные европейские общества переживают переходный период, а разделение труда не развито еще в такой мере, чтобы выполнить свою солидаризирующую функцию.  [33]

Частная собственность на средства производства порождает эксплуатацию человека человеком, разделение общества па антагонистические классы, ведущие различный образ жизни, разобщает людей, а в условиях капитализма создает между ними жесточайшую конкуренцию. Общественная собственность объединяет людей отношениями товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи, исключает социальные антагонизмы и конкуренцию между людьми.  [34]

Марксизм-ленинизм, видя основу моральных принципов в материальных отношениях людей, показывает лицемерие альтруистич. Это преодоление возможно лишь при разрешении материальных противоречий общества; с уничтожением социальных антагонизмов между людьми и появлением новых моральных принципов коллективизма уничтожаются и противоречия между эгоизмом и А. Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность... Коммунистическая мораль в основу поведения человека кладет труд не только на себя или в пользу ближнего, но и дальнего, труд на пользу всего общества ( Лени и, Соч.  [35]

Смена антагонистических противоречий неантагонистическими ликвидирует развитие общества через борьбу классов. При неантагонистических противоречиях это движение осуществляется посредством сознательной деятельности общества, не знающего социальных антагонизмов и разрешающего свои противоречия путем сотрудничества его общественных групп и всех его членов.  [36]

В условиях перехода общества к постиндустриальному развитию на смену классовой идеологии приходит новая технократическая ( неполитическая) - постидеология с элементами научности под влиянием науки и техники. Данная ситуация характеризуется тем, что духовный мир деполити-зированной общественности пронизан технократическим сознанием, заглушающим социальные антагонизмы.  [37]

Программа действительно представляла собой выдающийся документ освободительной борьбы пролетариата. В ней содержались ответы на вопросы, волновавшие самые широкие массы трудящихся, давалась краткая, но глубокая характеристика капитализма с присущими ему социальными антагонизмами, показывалась всемирно-историческая миссия пролетариата - разрушителя строя эксплуатации и насилия, творца нового, социалистического общества. Программа подчеркивала, что сам капитализм создает общественные силы для победы рабочего класса над буржуазией. По мере развития капиталистических противоречий растет недовольство трудящихся, обостряется их борьба с эксплуататорами. Вместе с усовершенствованием техники, концентрацией средств производства и обращения, все большим обобществлением труда создаются материальные возможности для замены капиталистических производственных отношений социалистическими.  [38]

Понятие читатель представляет собой сложное единство всеобщего, особенного и индивидуального, которое достаточно адекватно отражает в себе отношения всеобщего, особенного и индивидуального в их социальном выражении. Известно, что в условиях классового эксплуататорского общества между индивидуальным и всеобщим существует глубокое и неразрешимое противоречие, которое ограничивает развитие личности, делая ее абстрактно-односторонней, ущербной, враждебной всеобщему. Эти социальные антагонизмы всеобщего и индивидуального как в зеркале отражаются в читательском мире. Только при коммунизме абстрактный индивид классового общества превращается в действительно всесторонне развитую ( конкретную) личность, приобщенную к всеобщему, олицетворяющую собой единство индивидуального и всеобщего, и мир читателей полностью сливается с миром социальных индивидов. Поэтому задачи создания материально-технической базы коммунизма, развития науки, формирования новых общественных отношений, всестороннего, гармонического развития личности и другие - есть те всеобщие феномены чтения, которые должна опосредовать через себя библиография. Конечная задача преодоления социальных различий и построения социально однородного общества, переведенная на уровень читательского мира, становится в определенном смысле и задачей библиографии.  [39]

Большую остроту в нынешних условиях приобретает идеологическая борьба на мировой арене. Чем больше успехов одерживает социализм, чем глубже противоречия мирового капитализма, тем изощреннее становятся методы борьбы империалистов против коммунизма. Буржуазная пропаганда пытается затушевать главные социальные антагонизмы и пороки современного капиталистического мира, притупить политическое сознание, парализовать волю трудящихся к борьбе за социализм. Империалистическая идеология стремится привить массам индивидуализм, увести их от политики, от решения коренных общественных проблем.  [40]

Большую остроту в нынешних условиях приобретает идеологическая борьба на мировой арене. Чем больше успехов одерживает социализм, чем глубже противоречия мирового капитализма, тем изощреннее становятся методы борьбы империалистов против коммунизма. Буржуазная пропаганда пытается затушевать главные социальные антагонизмы и пороки современного капиталистического мира, притупить политическое сознание, парализовать волю трудящихся к борьбе за социализм. Империалистическая идеология стремится привить массам индивидуализм, увести их от политики, от решения коренных общественных проблем. Она делает ставку на оживление предрассудков и пережитков прошлого в сознании людей.  [41]

Она развертывается на протяжении целой исторической эпохи, наполненной острой классовой борьбой, в к-рой победы революционных классов чередуются с временными поражениями, продвижения вперед - с откатами, наступления сменяются частичными реставрациями, политическими компромиссами, повторными наступлениями, вплоть до тех пор, пока новая общественно-экономическая формация не утвердится окончательно в осн. Этот конфликт ведет к обострению социальных антагонизмов, побуждает эксплуатируемых и угнетенных к революционной борьбе.  [42]

Консерватизм и утопизм такого плана устранения социальных антагонизмов очевидны.  [43]

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в сохранении существующего строя и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.  [44]

Кроме общих социология, причин, вызывающих к жизни иррационалистич. Эти условия связаны с той крайне аптагонистич. Противоположность между духовным и материальным производством воспроизводится здесь в виде социального антагонизма между бурж.  [45]



Страницы:      1    2    3    4