Cтраница 1
Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. [1]
Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. На этой стадии движение настолько организовано, настолько обладает собственной разработанной символикой, кодексами и идеологией, что практически становится организацией. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что Институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго. [2]
Институционализация ценностей и норм происходит не только благодаря учреждениям, но и благодаря обрядам и символам. [3]
Институционализация экономической социологии не только меняет предметную карту, но и знаменует собой частичное реструктурирование российского научного сообщества. [4]
Институционализация описываемого направления в отечественной социологии связана с рядом заметных явлений. Под эгидой комитета с середины 80 - х гг. в Москве ( в ЦЭМИ и ИСАНе) работает семинар по математическим методам в социологии. [5]
Институционализация экономической социологии не только меняет предметную карту, но знаменует собой частичное реструктурирование российского научного сообщества. [6]
Институционализация отраслевых дисциплин в отечественной социологии подчинена своеобразному закону неравномерности: одни отрасли возникают и получают развитие раньше, другие позже. К первым можно было бы отнести исследования социальной структуры, социальной мобильности, девиантного поведения, социальных организаций и др. Как правило, мощные ускорения им придавали ученые, работавшие в этой области и ставшие затем признанными лидерами исследовательских направлений. [7]
Институционализация социального прогнозирования в 60 - е гг. Сталинские репрессии 30 - х гг. превратили российскую раннюю футурологию - и не только, как известно, ее - в пустыню, истребив почти все мыслящее и загнав в спецхраны все, мыслящими написанное. [8]
Институционализация деятельности кредитной кооперации происходит наиболее эффективно, когда со стороны государства реализуется обоснованная политика ее поддержки. [9]
Социальная институционализация религиозных культовых систем является, по Фромму, одной из важнейших предпосылок формирования дегуманизирующих функций религии. На мировоззренческом уровне эта функция реализуется в виде авторитарной тенденции. Авторитарная тенденция в религии связана с признанием человеком некоей внешней силы, управляющей его судьбой и требующей послушания и поклонения. Более того, эта сила вправе заставить человека поклоняться, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха. За пределами трактуется в этой тенденции как стоящая над человеком. [10]
Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадии эффективные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определенные позиции и выполняют соответствующие социальные роли. [11]
Рассмотренные уровни институционализации необходимо сопоставить с еще одним уровнем - специализированными научными обществами, ассоциациями. Кроме того, Новиков, Де Ро-берти и Ковалевский являлись активными членами Общества социологии в Париже. [12]
Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, предынсти-туциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. [13]
Еще одним важным компонентом институционализации является организационное формирование социального института; создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. [14]
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе. [15]