Cтраница 1
Звуковой комплекс АПБ собран в основном на тех же унифицированных блоках и узлах, на которых построен комплекс АСБ. Из новых блоков добавлен только выходной усилитель-ограничитель ОУ-1. [1]
В целом звуковой комплекс ОТЦ соответствует самым жестким современным требованиям, предъявляемым к студийному оборудованию высшего класса, и является технической основой для переоснащения действующих и строительства новых радиодомов и телецентров. [2]
Материал А имеет форму звуковых комплексов, материал Б - форму графических знаков. [3]
Если же сокращение представляет собой вполне самостоятельный буквенный и звуковой комплекс, значит, оно преодолело графическую стадию и стало самостоятельным словом. [4]
Распознавание смыслозначимых слов сопровождается реакцией пробуждения ( arousal reaction) на электроэнцефалограмме и вегетативными изменениями, например частотой биения сердца и дыхания. При произнесении бессмысленных звуковых комплексов эти симптомы у спящего не обнаруживаются. Во время глубокого сна, когда кора головного мозга получает менее повышенные возбуждения от Formatio reticularis ( широко разветвленная сеть нейронов в мозговом стволе), способность к различению пропадает. [5]
При этом под термином звуковой комплекс обычно принято понимать не все звуковое поле в его пространственной структуре, но ход акустич. Применительно к полной электроакустич. [6]
Здесь прежде всего следует учитывать данные того интереснейшего лингвистического эксперимента, который представляет собой обучение грамоте глухонемых. У глухонемых нет и не может быть в сознании каких-либо образов звуковых комплексов, однако они вполне успешно осваивают язык письма. [7]
Знаки - звуковые сигналы - обезьян нечленораздельны, не строятся из цепочек. Каждый из 20 - 40 звуковых сигналов, которые издают обезьяны, представляет собой неразложимый звуковой комплекс, служащий знаком определенной стандартной ситуации подобно знаку воздушной тревоги в человеческих обществах. Опыты, при которых искусственно вызываются звуковые сигналы при раздражении мозга электродами, показали существенную разницу в локализации производства звуков; у человека - преимущественно в коре, у обезьян - в подкорковых глубинных областях. [8]
Вызывается трипаносомой, передается при укусах мухи цеце. Использует, в частности, тем-брокрасочные звуковые комплексы ( безопредел. [9]
В частности, Узнадзе обратил внимание на один из функциональных моментов, выдвинутых исследованием Аха на первый план, - на момент сообщения, взаимного понимания людей с помощью речи. Слово служит средством взаимного понимания людей. При образовании понятии, - говорит Узнадзе, - именно это обстоятельство играет решающую роль; при необходимости установить взаимопонимание определенный звуковой комплекс приобретает определенное значение: он становится, таким образом, словом или понятием. [10]
Самая организация опыта предполагает, что средства, с помощью которых образуется понятие, т.е. экспериментальные слова, играющие роль знаков, даны с самого начала, они являются постоянной величиной, не изменяющейся в течение всего опыта, больше того, способ их применения наперед предусмотрен в инструкции. Слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются. В критических, полемических целях, стремясь доказать, что одной ассоциативной связи между словами и предметами недостаточно для возникновения значения, что значение слова или понятие не равно ассоциативной связи между звуковым комплексом и рядом объектов, Ах сохраняет всецело традиционный ход всего процесса образования понятий, подчиненный известной схеме, которую можно выразить словами: снизу вверх, от отдельных конкретных предметов к немногим охватывающим их понятиям. [11]
Часть этих признаков ассоциируется в специфичные для данного языка ядерные комплексы - ядерные монемы или сигнификаты, своего рода модели знания о денотатах. При этом ядерные монемы могут дополняться признаками классифицирующих монем, а связи между сигнификатами - оформляться признаками реляционных монем. С признаками, ассоциированными в монемах, всегда также ассоциировано еще некоторое множество признаков ситуации, составляющих денотативный фон, который определяется как конситуация или контекст, в зависимости от стимула возбуждения ситуации: чувственного ( умозрительного) восприятия или речи. Каждая из монем фиксируется звуковым комплексом - простым знаком-морфемой. Морфемы синкретизируются в сложные знаки ( ПВмодели): лексемы, лексические единства, предложения. [12]
Мы говорили уже в начале настоящей главы, что вся трудность генетической проблемы понятия в детском возрасте заключается в том, чтобы понять это внутреннее противоречие, заключающееся в детских понятиях. Слово с самых первых дней его развития является средством общения и взаимного понимания между ребенком и взрослым. Именно благодаря этому функциональному моменту взаимного понимания с помощью слов, как показал Ах, возникает определенное значение слова и оно становится носителем понятия. Без этого функционального момента взаимного понимания, как говорит Узнадзе, никакой звуковой комплекс не мог бы стать носителем какого-либо значения и не могли бы возникнуть никакие понятия. [13]
Это становится понятным, как только мы задумаемся над тем, каким образом мы узнаем значение единиц языка, в частности слов. Обычно значение нового слова для взрослого человека, то есть для уже владеющего языком, раскрывается через его определение ( дефиницию), как, например: абсент - это водка, настоенная на полыни. В этом случае значение неизвестного нам знака раскрывается через значение знаков, нам уже известных. Очевидно, что такой способ раскрытия значения слова ( и всякого другого знака) применим лишь в том случае, когда нам уже известны значения большого числа других слов ( знаков), при помощи которых мы можем дать определение значения нового, незнакомого нам слова. Каким же образом усваиваются значения слов в тех случаях, когда это делается без привлечения ( посредничества) других слов, например, когда человек усваивает язык впервые. Так, ребенок усваивает значение слова стол благодаря тому, что он слышит звуковой комплекс [ стол ] в составе высказываний таких как Отойди от стола, Подойди к столу. [14]
Это становится понятным, как только мы задумаемся над тем, каким образом мы узнаем значение единиц языка, в частности слов. Обычно значение нового слова для взрослого человека, то есть для уже владеющего языком, раскрывается через его определение ( дефиницию), как, например: абсент - это водка, настоенная на полыни. В этом случае значение неизвестного нам знака раскрывается через значение знаков, нам уже известных. Очевидно, что такой способ раскрытия значения слова ( и всякого другого знака) применим лишь в том случае, когда нам уже известны значения большого числа других слов ( знаков), при помощи которых мы можем дать определение значения нового, незнакомого нам слова. Каким же образом усваиваются значения слов в тех случаях, когда это делается без привлечения ( посредничества) других слов, например, когда человек усваивает язык впервые. Так, ребенок усваивает значение слова стол благодаря тому, что он слышит звуковой комплекс [ стол ] в составе высказываний таких как Отойди от стола, Подойди к столу. Постепенно звуковой комплекс [ стол ] соотносится в сознании ребенка с данным предметом мебели - сначала с одним, конкретным столом, который стоит в его комнате, а затем и со всеми другими аналогичными предметами мебели. Таким путем ребенок узнает, к чему относится звуковой комплекс [ стол ], какой предмет или класс ( множество) предметов этот звуковой комплекс обозначает; иными словами, он узнает значение русского слова стол. Из сказанного вытекает, что в сознании человека, в его мозгу возникает и существует не само значение слов и других языковых единиц, а лишь знание этого значения. Значение единиц языка существует в них самих и проявляется в их реальном употреблении в речи, в речевой ситуации; в сознании человека существует лишь знание языковых значений, равно как и знание звуковых форм языка. [15]