Звуковой комплекс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Рассказывать начальнику о своем уме - все равно, что подмигивать женщине в темноте, рассказывать начальнику о его глупости - все равно, что подмигивать мужчине на свету. Законы Мерфи (еще...)

Звуковой комплекс

Cтраница 2


Это становится понятным, как только мы задумаемся над тем, каким образом мы узнаем значение единиц языка, в частности слов. Обычно значение нового слова для взрослого человека, то есть для уже владеющего языком, раскрывается через его определение ( дефиницию), как, например: абсент - это водка, настоенная на полыни. В этом случае значение неизвестного нам знака раскрывается через значение знаков, нам уже известных. Очевидно, что такой способ раскрытия значения слова ( и всякого другого знака) применим лишь в том случае, когда нам уже известны значения большого числа других слов ( знаков), при помощи которых мы можем дать определение значения нового, незнакомого нам слова. Каким же образом усваиваются значения слов в тех случаях, когда это делается без привлечения ( посредничества) других слов, например, когда человек усваивает язык впервые. Так, ребенок усваивает значение слова стол благодаря тому, что он слышит звуковой комплекс [ стол ] в составе высказываний таких как Отойди от стола, Подойди к столу. Постепенно звуковой комплекс [ стол ] соотносится в сознании ребенка с данным предметом мебели - сначала с одним, конкретным столом, который стоит в его комнате, а затем и со всеми другими аналогичными предметами мебели. Таким путем ребенок узнает, к чему относится звуковой комплекс [ стол ], какой предмет или класс ( множество) предметов этот звуковой комплекс обозначает; иными словами, он узнает значение русского слова стол. Из сказанного вытекает, что в сознании человека, в его мозгу возникает и существует не само значение слов и других языковых единиц, а лишь знание этого значения. Значение единиц языка существует в них самих и проявляется в их реальном употреблении в речи, в речевой ситуации; в сознании человека существует лишь знание языковых значений, равно как и знание звуковых форм языка.  [16]

Это становится понятным, как только мы задумаемся над тем, каким образом мы узнаем значение единиц языка, в частности слов. Обычно значение нового слова для взрослого человека, то есть для уже владеющего языком, раскрывается через его определение ( дефиницию), как, например: абсент - это водка, настоенная на полыни. В этом случае значение неизвестного нам знака раскрывается через значение знаков, нам уже известных. Очевидно, что такой способ раскрытия значения слова ( и всякого другого знака) применим лишь в том случае, когда нам уже известны значения большого числа других слов ( знаков), при помощи которых мы можем дать определение значения нового, незнакомого нам слова. Каким же образом усваиваются значения слов в тех случаях, когда это делается без привлечения ( посредничества) других слов, например, когда человек усваивает язык впервые. Так, ребенок усваивает значение слова стол благодаря тому, что он слышит звуковой комплекс [ стол ] в составе высказываний таких как Отойди от стола, Подойди к столу. Постепенно звуковой комплекс [ стол ] соотносится в сознании ребенка с данным предметом мебели - сначала с одним, конкретным столом, который стоит в его комнате, а затем и со всеми другими аналогичными предметами мебели. Таким путем ребенок узнает, к чему относится звуковой комплекс [ стол ], какой предмет или класс ( множество) предметов этот звуковой комплекс обозначает; иными словами, он узнает значение русского слова стол. Из сказанного вытекает, что в сознании человека, в его мозгу возникает и существует не само значение слов и других языковых единиц, а лишь знание этого значения. Значение единиц языка существует в них самих и проявляется в их реальном употреблении в речи, в речевой ситуации; в сознании человека существует лишь знание языковых значений, равно как и знание звуковых форм языка.  [17]



Страницы:      1    2