Cтраница 3
Нередко Кулибина по прихоти царя поднимали с но - стели. [31]
Просьба Кулибина о выдаче ему пенсиона вперед на издержки по изобретению была уважена. С лета 1802 года он подготовляет отдельные части для самоходного судна, улучшенного по сравнению с первым, испытанным на Неве. Для этого была использована готовая расшива, ходившая с грузом соли. [32]
После Кулибина осталось огромное количество вариантов конструкции этой машины. С 1797 года он вел специальный дневник, посвященный этому делу: десять тетрадей, по двадцать четыре страницы каждая. Последняя тетрадь закончена им в сентябре 1811 года. [33]
Наружность Кулибина описана его биографом Свиньи-ным. Он был мужчина посредственного росту, статный и в походке являющий достоинство, а во взгляде ум и остроту. Белая пожелтевшая от времени борода придавала ему некоторую почтенность и сановитость. Человек себе на уме, с чертами столичной жизни в манерах, крепкий телом и духом, старообрядец в домашнем быту. Любил званые вечера, бывал на балах, хотя только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. [34]
Судьба Кулибина, так же как и судьбы прочих перечисленных здесь изобретателей, отражает мучительный процесс борьбы между капиталистическими прогрессивными элементами русского общества, стремящимися в недрах феодально-крепостнического уклада развивать отечественную промышленность на основе передовой машинной техники, и консервативными силами дворянской России XVIII века, желающими подавить эти элементы, затормозить прогрессивные стремления. Трагедия Кулибина есть трагедия гения, не смогшего побороть консервативные силы того времени и поэтому не увидевшего своих замыслов осуществленными. [35]
Портретов Кулибина очень много, но из них оригинальных едва ли наберется более пяти; все остальные представляют в различной степени удачные и неудачные копив. [36]
Прибор Кулибина служит для промывки песков, добываемых в больших количествах из разрезов; разрыхление и протирка породы идут: за счет живой силы струи воды, перекатывающей материал по трафареткам; ширина колоды 45 - 50 см, высота борта 40 еж, длина 20 - 50 ж, в зависимости от породы. [37]
Отчеты Кулибина - кому, сколько и чего продано - всегда очень точны и аккуратны до щепетильности. Вообще приходо-расходное дело у него поставлено было отлично. [38]
Что Кулибин не был дельцом и наживалой, что он умел изобретать и строить, но не устраивать дела - Это, конечно, верно. В этом схож он со многими творцами-энтузиастами в разных областях науки и техники. Но объяснять этим то, чтотш уклонился от предъявления претензий на получение английской премии, было бы неверно. Еще более нелепо предположение, что изобретатель мог удовлетвориться моделью и на этом успокоиться. Нет, здесь-то как раз и начиналось главное его беспокойство: оценят ли сограждане плоды его ума, осуществят ли его дерзания. [39]
Механик Кулибин имеет честь предложить почтеннейшей публике... Волге-реке суда, называемые расшивами, ходили с разным грузом против течения воды, помощью машины, действующие стремлением речным с меньшим числом работных людей. Дальше рассказывается история опробованного судна и выгоды, от него проистекающие. Ход его не уступает расшиве, а людей оно требует вдвое меньше. Судно находится в Нижнем Новгороде, и все желающие пользоваться таковым изобретением могут оное видеть, скопировывать чертежи и списывать копии в губернском правлении. Очевидно, отчаявшись в том, что государство использует его изобретение, и видя свое детище стоящим без толку у берега, Кулибин рассчитывал на отклик общественности или поддержку мецената. [40]
Сам Кулибин признается, что мысль о вечном двигателе стала занимать его около 1770 года, когда он узнал из газет о существовании такой проблемы. [41]
Сам Кулибин был женат три раза. Первый раз в Нижнем Новгороде, 24 - х лет. [42]
Что Кулибин делал это время, мы пока не знаем. Только комиссия, состоявшая из академиков и профессоров - Штелина2, Котельникова3, Ру - мовского4, Протасова5, признала в нем все достоинства, которыми должен обладать руководитель мастерскими Академии Наук. [43]
О Кулибине написана была пьеса, поставленная потом в Петербурге. Она была опубликована под названием: Русский механик Кулибин, анекдотическое представление в трех отделениях. [44]
Но у Кулибина конструкция пролетного строения совершенно иная, не говоря уже о том, что она проще, более четка и экономична. [45]