Cтраница 3
Познание не есть физиологическое явление, а процесс чисто духовный. [31]
Познание движется от содержания к содержанию. Прежде всего это поступательное движение характеризуется тем, что оно начинается с простых определенно-стей и что следующие за ними становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и движение последнего обогатило его некоторой повой определенностью. Всеобщее составляет основу; поэтому поступательное движение не должно быть принимаемо за некоторое течение от некоторого другого к некоторому другому. [32]
Познание того, что бытие и небытие суть только лишенные истины абстракции, первым же истинным является только становление, представляет собой большое достижение. [33]
Познание в виде ряда кругов представляет и Гегель ( см. Логику) - и современный гносеолог естествознания, эклектик, враг гегелевщины ( коей он не понял. [34]
Познание этой действительной бесконечности есть результат науки, в то время как исходным пунктом последней была сверхъестественная, религиозная или метафизическая бесконечность. [35]
Познание, полное обладание предметом состоит из трех степеней: 1) наблюдение, констатирование факта, - я вижу, но не знаю, как сделать, отчего и пр. Ему соответствует описание, изучение факта. Соотношение факта с некоторыми другими - закон, этому соответствует измерение. Теория - связь внутренняя с цельным миросозерцанием: начинается гипотезою, кончается теоретическим открытием новых явлений, выводом всего из одного положения. Этому соответствует предсказание явления в совершенной его точности, открытие новых небывалых явлений. [36]
Познание, мышление, осознание мира тоже является необходимой стороной деятельности, однако такой, к-рая сама по себе не изменяет объекта. Процесс практического преобразования природы и общества объективен по своим законам, ходу и результатам. Каждое новое поколение людей не может действовать по произволу, ибо оно всегда застает готовые формы и способы деятельности, к-рые люди осваивают, делают своим достоянием. Такая преемственность составляет основу жизни общества. Для освоения общественного богатства человек должен включиться в жизнь общественных организаций, вступить в определенные отношения с другими людьми. Именно поэтому практическая деятельность осуществляется как процесс, возможный только в обществе, при помощи средств, созданных обществом. [37]
Познание в процессе обучения происходит по следующей схеме: ощущение - - восприятие - - осмысление - - запоминание - - применение. [38]
Познание нуждается в наглядно убедительных, интуитивно ясных, самоочевидных истинах - без них невозможно уже элементарное оперирование с простейшими знаками, оперирование, которому такое значение придавал Гильберт и которое Вейль считает исходным пунктом символической конструкции мира, воздвигаемой наукой. В брауэровс-ких терминах этому соответствует праинтуиция - изначальная интуиция - порождения еще одного, созидающая натуральный ряд и в конечном счете всю математику. Корни интуиции - как способности, заключенной в имманентном ( то есть специфически данном каждому индивиду) сознании, - издревле пытается выявить философия; в этом, в частности, видит Вейль необходимость обращения к философскому наследию, когда возникает задача уяснения фундамента математического знания и наук, пользующихся его достижениями. С большим сожалением, однако, автор доклада Познание и осмысление констатирует, что в этом вопросе философская рефлексия не очень преуспела. Впрочем, добавлю я, что ж тут удивительного: природа сознания до сих пор, по сути, остается для науки ( точной науки) во многом загадкой, а без привлечения научных данных - как разобраться в нашем Я. [39]
Познание, проникновение в тайны Природы, к сожалению, не происходит лишь путем накопления новых сведений. Новые теории требуют пересмотра наших представлений. Выясняется, что реально существующие объекты Природы имеют совершенно непривычные черты, черты не только плохо доступные нашему пониманию, но и буквально противоречащие нашему многовековому чувственному опыту. Всякий раз, когда создается новая фундаментальная теория, Человек стоит перед выбором: либо отвернуться, признать новую теорию пугающе абстрактной ( Гейзенберг), либо кардинально изменить свое мировоззрение. [40]
Познание окружающей нас действительности, изучение закономерностей явлений природы, развитие науки и техники неразрывно связаны с измерениями. Измерения способствуют увеличению количества получаемой информации и повышению ее достоверности, содействуют научному и техническому прогрессу и вместе с ним сами совершенствуются. [41]
Познание того, что открытие квантовых законов кладет конец строгому детерминизму, который был существенной чертой классической физики, само по себе имеет огромное философское значение. [42]
Познание человеком свойств Вселенной тоже эволюционный процесс, зависящий от уровня развития человеческого общества и в первую очередь от уровня развития науки. [43]
Познание и описание поведения субъекта управления со стороны относятся или к нормативной, или к дескриптивной теории принятия решений. [44]
Познание 3 предполагает переход от явления к сущности и всегда происходит путем абстрактного мышления, отвлечения от мн. Они также допускают функциональное выражение, р) - это осн. [45]