Cтраница 1
Контактно-транзисторная система зажигания, применяемая на карбюраторных двигателях автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 Волга, позволяет повысить срок службы двигателя, свечей зажигания, уменьшить износ контактов прерывателя и расход топлива. Это достигается благодаря возможности увеличить вторичное напряжение и энергию искрового разряда. [1]
Электрическая схема батарейного зажигания двигателя автомобиля. [2] |
Контактно-транзисторной системе зажигания присущи все недостатки контактной системы зажигания. К характерным следует отнести: износ контактов 2 и кулачка 3 прерывателя; вибрацию и окисление контактов 2; ослабление упругости пружины / подвижного контакта. Выявляют эти неисправности с помощью контрольной лампы, омметра, электрического осциллографа и вольтметра. [3]
Распределитель контактно-транзисторной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Сняв крышку, очистив ее внутреннюю поверхность; протереть контакты; смазать подшипники, фильц, оси рычажка и кулачковой муфты. [4]
Для контактно-транзисторной системы зажигания при подключении датчика осциллографа к клеммам прерывателя получается осциллограмма ( рис. 6.66, а), по которой измеряется угол разомкнутого состояния контактов и разброс моментов замыкания. Осциллограммы вторичного напряжения в этом случае аналогичны приведенным на рис. 6.64, б и отличаются только большим размахом колебаний и их выбросов. Однако выброс напряжений в точке 3 ( см. рис. 6.64) вторичной осциллограммы уже не отражает состояние ( сопротивление) контактов прерывателя. Их проверку в этом случае необходимо проводить при неработающем двигателе-по падению напряжения при замыкании контактов, измеряемого при помощи вольтметра с пределами измерения до 1 В. Вольтметр входит наряду с осциллографом в состав комплексного мотор-тестера. Контакты считаются хорошими ( чистыми), если напряжение на них не превышает 0 10 - 0 15 В. [5]
Коммутатор контактно-транзисторной системы зажигания, однако, не устраняет всех проблем, связанных с действием прерывательного. [6]
Недостатком контактно-транзисторной системы зажигания является зависимость надежности работы транзистора от степени чистоты контактов прерывателя, пропускающих малый ток управления транзистором ( 0 3 - 0 8 А); сила этого тока при загрязнении контактов уменьшается еще больше и снижается надежность работы системы зажигания, что затрудняет пуск двигателя. [7]
Датчики-распределители контактно-транзисторных систем зажигания аналогичны распределителям контактных систем, но в них отсутствует, искрогасящий конденсатор. [8]
Преимущества контактно-транзисторной системы зажигания по сравнению с батарейной системой следующие: через контакты прерывателя проходит небольшой ток управления транзистора, а не ток ( до 8 А) первичной обмотки катушки зажигания, поэтому исключаются эрозия и износ контактов; возрастают ток высокого напряжения и Энергия искрового разряда, что позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания, облегчается пуск и улучшается экономичность двигателя. [9]
Приборы контактно-транзисторной системы зажигания ( КТСЗ) подвергаются дефектации с помощью специальных стендов и приборов для проверки технических характеристик коммутаторов, катушек зажигания и блоков резисторов. Для этой цели, в частности, может использоваться прибор НО 1654, работающий от сети постоянного тока напряжением 12 В. На панели прибора смонтированы контактная стойка для коммутатора, контактная стойка и упор для катушки зажигания, прижимы для добавочного резистора, разрядник, сигнальная лампа, вольтметр и амперметр. В корпусе размещены дополнительный резистор и прерыватель. [10]
При контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя / / нагружены только небольшим током управления транзистором. Этим облегчаются условия работы контактов ( контакты меньше окисляются и обгорают) и повышается напряжение на электродах свечей зажигания. [11]
В контактно-транзисторной системе зажигания в цепь первичной обмотки катушки вместо прерывателя включен транзистор. При запирании транзистора ток в первичной обмотке катушки зажигания прерывается. Управление транзистором осуществляется с помощью прерывателя, включенного в цепь базы транзистора. При этом через контакты прерывателя протекает только очень небольшой силы ток базы, и срок их службы резко увеличивается. Преимуществом таких систем является также меньшее ослабление мощности искры с ростом угловой скорости коленчатого вала двигателя, чем в обычных системах зажигания, вследствие некоторого изменения электрических характеристик катушки зажигания и возможности использования большой силы тока в цепи ее первичной обмотки. [12]
В контактно-транзисторной системе зажигания управление транзистором осуществляется с помощью прерывателя, включенного в цепь базы транзистора. При этом через контакты прерывателя протекает ток базы небольшой силы, и срок их службы резко увеличивается. [13]
Принципиальная схема контактно-транзисторной системы зажигания. [14] |
В реальной контактно-транзисторной системе зажигания применяется транзисторный коммутатор, в котором, кроме транзистора, имеется ряд других элементов. Они служат для защиты транзистора от перенапряжений и улучшения условий его переключений. [15]