Сущность - религия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Самый верный способ заставить жену слушать вас внимательно - разговаривать во сне. Законы Мерфи (еще...)

Сущность - религия

Cтраница 3


Правдивым показом жпз-ни оно воспитывает в людях убежденность в силе и мощи науки, человеч. Бедного и Маяковского, сыгравшие в свое время значит, культурную роль, карикатуры Моора, Денп, Ефимова - художников, чьи острые рисунки 20 - 30 - х гг. вскрывали сущность религии и пороки ее служителей, обнажали их связь с врагами сов. Самое массовое из искусств - кино - также участвует в атеистич.  [31]

Социолог должен рассматривать религию не как ложную или истинную, не в категориях познавательной деятельности человека, а как социальный феномен, как выражение его социальной жизни. Сущность религии выражена в делении жизни на сакральную и профанную: участвуя в ритуале, человек вступает в общение со священным, ощущает причастность к высшему, чему-то отличному от привычной повседневной жизни.  [32]

Религиозным взглядам марксистский А. Он не ограничивается разоблачением сущности религии, а ставит своей целью полное освобождение народа от религиозного угнетения, указывает пути преодоления религиозных верований. В капиталистическом обществе религия является продуктом и отражением экономического гнета. Трудящиеся могут освободиться от религиозных предрассудков только в ходе классовой борьбы против угнетателей.  [33]

Английские газеты далеко перещеголяли немецкие в рабской угодливости. Но этот отвратительный культ короля как такового, преклонение перед совершенно выхолощенным, лишенным всякого содержания представлением, - и даже не представлением, а словом король, - есть завершение монархии, подобно толу как преклонение перед простым словом бог есть завершение религии. Слово король есть сущность государства, как слово бог есть сущность религии, хотя оба слова ровно ничего не обозначают. Самое главное в обоих случаях заключается в том, чтобы не зашла речь о самом главном, что скрывается за этими словами, а именно - о человеке.  [34]

Все пути спасения, связываемые с умилостивлением Бога - прямым ли подкупом, пожертвованиями или даже монашеством, паломничеством к святым местам, другими проявлениями внешнего благочестия, - оказываются у Лютера противными самой сущности христианства, ибо представляют собой попытку управлять Богом, влиять на него. Спасение, по Лютеру, возможно только посредством перенесения человеческих устремлений из сферы внешнего, показного благочестия во внутреннее пространство сознания - в личное верование человека. Лютер на все лады не устает подчеркивать это свое открытие сущности религии, которая заключается не во внешних формах благочестия, не в богоугодных делах без внутреннего искреннего устремления к Господу, а прежде всего в самой вере, во внутреннем самоотверженном настрое, который не может, разумеется, не воплотиться в хороших делах. Чтобы оттенить эту мысль, Лютер многократно намеренно повторяет свой тезис о спасении, об оправдании одной только верой, постоянно добавляя без участия добрых дел, подразумевая под ними именно внешнее показное благочестие.  [35]

Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии. Данное историческое движение только тогда достигает своей основы, когда оно глубоко проникает в сердце человека. Сердце - не форма религии, так что нельзя сказать, что религия должна быть также и в сердце; оно - сущность религии 309 ( цитировано у Штарке, стр.  [36]

Мы приведем некоторые факты; само собой разумеется, они исходят от авторов, которые даже отдаленно не могли бы быть заподозрены в том, что они решили своими наблюдениями послужить антирелигиозной пропаганде. Так, Г.С. Коммад-жер пишет о тенденции к обмирщению религии в Америке: Типичный протестант двадцатого века унаследовал свою религию, как он унаследовал и свою политику, только несколько более поверхностно, и он был бы совершенно не в состоянии объяснить различия между отдельными исповеданиями. Еще отчетливее и социально конкретнее выступает эта тенденция у Макса Вебера в его известном и гораздо более раннем исследовании протестантизма, причем интересующие нас описания также касаются сущности религии в современных Соединенных Штатах. Макс Вебер между прочим пересказывает разговор, в котором его собеседник-коммивояжер сообщает ему следующее: Сэр, что касается меня, то я думаю, что каждый может верить или не верить, как ему больше подходит, но если я вижу фермера или торговца, который вообще не принадлежит ни к какой церкви, то я за него и пятидесяти центов не дам; как я могу поверить, что он мне заплатит, если он ни во что не верит. В другом случае речь идет о новокрещенном баптисте, причем в его местности существует лишь одна маленькая баптистская община.  [37]

С религией связано много пустопорожней пищи. Сущность религии не что иное, как радость, поэтому все, что дает вам радость - добродетель, все, что делает вас печальными, несчастными, жалкими - грех.  [38]

Решение такой задачи сталкивается с рядом трудностей, в первую очередь - методологического порядка. Если религия рассматривается как социальный факт, как один из способов социального действия, то в чем заключается его отличительная особенность. На основании каких признаков какие-то социальные явления можно отнести к религиозным, а другие - нет. Оказалось невозможным найти и указать такое общее свойство, характеризующее сущность религии, которое было бы присуще всем религиям, - настолько они различны. Мерки, снятые с западных религий, например христианства, не подходят к восточным религиям - буддизму или конфуцианству. Тем самым проблематичным оказывается само представление о том, что существует религия как некий феномен, который можно подвести под одно общее определение.  [39]

К религиозным относятся те направления, которые представлены теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае изучение объекта непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах. По мнению конфессиональных исследователей, в основе понимания религии должна лежать религиозная вера, познание сущности религии доступно лишь для верующей души.  [40]

Функциональный анализ религии ищет объяснение природы этого феномена, обращаясь к его проявлениям, к анализу того, каким образом он действует. С этой точки зрения, социологически ориентированное определение религии должно исходить из анализа социального поведения, т.е. такого, которое является осмысленным, определяется заранее поставленной целью и выбором соответствующих средств. Он полагал, что всякая дефиниция может быть лишь результатом эмпирического исследования и не столько выражать сущность религии, сколько очерчивать границы той области явлений, которые подлежат исследованию. К религии он относил ту деятельность, в которой вырабатывается основополагающий смысл, та главная, руководящая мысль, на основе которой та или иная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь.  [41]

В Полном собрании сочинений В. И. Ленина Философские тетради отнесены к периоду первой мировой войны, когда была написана основная часть конспектов, фрагментов, заметок. Гегель, Фейербах и разное; к этой серии относится и написанный на отдельных листах конспект Лекций о сущности религии Фейербаха, составленный не ранее 1909 года.  [42]

Критикуя гегелевский идеализм, он показал, что субъективная диалектика, движение человеческого мышления является отражением объективной диалектики развития природы и общества. Энгельс раскрыл основные законы и систему категорий материалистической диалектики; разработал важнейшие проблемы теории познания и среди них вопросы о соотношении абсолютной и относительной истины, о практике как основе, источнике и критерии истинности знаний; наметил отправные идеи теории отражения, развитые впоследствии Лениным в стройное учение. С позиций материалистической диалектики Энгельс рассмотрел ряд фундаментальных проблем естественных и общественных наук - таких, как сущность, происхождение и развитие жизни, соотношение экономики и политики, роль насилия в истории, возникновение классов и государства, сущность морали и права как элементов надстройки, соотношение свободы и необходимости, происхождение и сущность религии и многие другие вопросы.  [43]

В наследии французского социолога Эмиля Дюркгейма ( 1858 - 1917) на первый план выходит понятие коллективного сознания. Это совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества. Могущество коллективного сознания напрямую связано с его распространенностью. Одна из ведущих идей Дюркгейма: на основе изучения примитивных форм религии допустимо и возможно создавать теорию высших религий. Сущность религии выражает и раскрывает тотемизм.  [44]

Истоки и сущность религии скрыты обманчивым полумраком. До сих пор никто не сумел предложить такую дефиницию религии, которая не была бы смутной и нечеткой, но все же охватывала все явления и говорила бы нам, что есть религия; нет последнего сущностного определения, общего для религий христиан и островитян южных морей, для религий Будды и Виц-липуцли. Религия надежно не ограничена, с одной стороны, от метафизической спекуляции, а с другой - от веры в привидения. Неопределенной сущности религии соответствует и множественность психологических мотивов, признававшихся ее источниками. Пусть страх или любовь, почитание предков или самообожение рассматривается как внутренний корень религии - безусловно, любая из этих теорий совершенно ложна, когда утверждает, что указывает на самый исток религии. Если же речь идет об одном из источников, то она вполне оправдана.  [45]



Страницы:      1    2    3    4