Товарный фетишизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если человек знает, чего он хочет, значит, он или много знает, или мало хочет. Законы Мерфи (еще...)

Товарный фетишизм

Cтраница 3


Эти представления он вывел из явления товарного фетишизма - той специфич. Все это приводит к такой мистификации капиталистич. Эта вывернутая наизнанку форма, к-рую принимают обществ, отношения людей на поверхности бурж.  [31]

Увы, отношения собственности не определяют веру. При социализме всегда существовали и периодически процветали такие формы товарного фетишизма как вещизм и мещанство. Это прямое следствие товарно-денежных отношений между людьми, то есть осуществления отношений не напрямую, а через товары и деньги. При этом для покупателя и продавца не важно, произведен ли товар на частном, или на государственном предприятии.  [32]

Маркс прибегает к сравнительному анализу хозяйственных систем и задается вопросом: а мог ли быть товарный фетишизм в иных общественных условиях.  [33]

ТНК претендуют на деидеологизацию своей деятельности, сводящейся якобы только к производству и продаже товаров обеспечению культуры бизнеса и культуры потребления что будто бы и означает ориентацию на материальные интересы. На самом деле вместо прежних мифов, в которые облекались человеческие отношения в доиндустриальных обществах, капитализм утверждает товарный фетишизм. Товар не только продается.  [34]

За 74 года существования СССР был проведен грандиозный эксперимент по замене безличностного рыночного механизма так называемым сознательным управлением. В результате экономика развивалась ( если можно использовать этот глагол) не на основе объективных рыночных механизмов - ведь товарный фетишизм был преодолен - а на основе чьих-то волевых решений, например, Политбюро или Госплана. Результаты этой замены хорошо известны. Да, рыночный механизм не свободен от недостатков ( см. гл.  [35]

Это последнее положение ( что отработки - пережиток крепостничества) я прямо выставляю в свОей книге. Скворцов об этом нечхворпт, а берет мое замечание, что отработки, в сущности, держатся с Русской Правды, и бушует по поводу него: тут и цитата из Ключевского, и внутренние рынки в XII веке, и товарный фетишизм, и утверждение, что у меня товарное производство является чудодейственным и все объясняющим началом в истории ( sic. Это, видимо, все та же критика типа чхи-чхи, которой я и без того, кажется, слишком много занимался в начале статьи.  [36]

Товары реализуются, таким образом, как продукты простого труда, поскольку их стоимости представляют собой различные количества простого труда. Сведение ( редукция) видов сложного труда к простому как к единице их измерения имеет место в тех обществах, где существует товарное производство, сохраняются товарно-денежные отношения, В условиях частной собственности на средства производства это сведение носит стихийный характер, совершается на рынке, за спиной товаропроизводителей, и обусловливает товарный фетишизм. В социалистическом обществе редукция труда осуществляется планомерно как в сфере производства, так и в сфере обращения. Квалификационные различия в труде учитываются при разработке плановых заданий по увеличению объемов производства и по подготовке рабочей силы, при распределении материальных благ в соответствии с законом распределения по труду. По мере развертывания научно-технической революции, перехода к комплексно-автоматизированному производству создаются материальные условия для стирания различий между простым и сложным трудом. Развитое социалистическое общество сознательно ускоряет этот процесс, осуществляя широкую программу мероприятий по неуклонному повышению общей культуры и квалификации трудящихся, направленную на преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, квалифицированным и малоквалифицированным трудом.  [37]

Его сущность состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определенных вещей. Товарный фетишизм имеет объективную и субъективную стороны. Общественные связи между частными товаропроизводителями проявляются только на рынке, в процессе обмена принадлежащих им товаров. В масштабе всего общества эти связи развиваются стихийно. Поэтому отношения между товаропроизводителями выступают как отношения между продуктами человеческого труда.  [38]

Однако религия не умирает при капитализме. Наоборот, она черпает новые силы в стихийной жизни бурж. Товарный фетишизм является источником самых фан-тастич.  [39]

Двойственный характер труда, создающего товар, порождает товарный фетишизм. Общественные отношения между людьми принимают иррациональную форму отношений между вещами. С возникновением денег товарный фетишизм достигает своего высшего развития.  [40]

Накопление золота и серебра у древних народов первоначально являлось привилегией жрецов и царей. При капитализме товарное произ-во и товарный фетишизм достигают высшего развития.  [41]

Человеку представляется, что товары одарены собственной жизнью и вступают в определенные отношения сами с собой и с людьми. Когда человек приносит товар на рынок, не зная, то ли он обогатится в результате продажи, то ли не сможет продать его вообще, он поневоле начинает наделять товар сверхъестественными свойствами. По Марксу, в основе товарного фетишизма лежит стихийное развитие производства, такое состояние общества, когда человек не может овладеть социальными силами, созданными им самим. В результате товарную форму обретают не только вещи, но и отношения между людьми, отчужденные от них и господствующие над ними.  [42]

В буржуазном обществе подобными чудодейственными свойствами наделяются вещи-товары. Свойства, которыми товары обладают лишь в силу определенного строя общественных отношений, представляются как их естественные, природные свойства. В этом заключается свойственный капиталистическому производству товарный фетишизм.  [43]

Его объективная основа обусловлена определенным общественным бытием, а именно условиями стихийного частнособственнического товарного производства, когда вещи действительно становятся воплощением власти стихии и начинают господствовать над людьми, определяя их благополучие, волю и сознание. Овеществление производственных отношений составляет объективную основу товарного фетишизма. Фетишизм не исчезает оттого, что его тайна разоблачена марксистско-ленинской наукой.  [44]

Культ денег, господствующий в капиталистическом мире - высшее проявление товарного фетишизма. Денежный товар - золото - равно как и все остальные товары, есть просто продукт человеческого труда, но как деньги он приобретает при капитализме общественную силу, становится орудием господства над людьми. Само по себе научное открытие природы товарного фетишизма еще не ведет и не может вести к его уничтожению. Пока существует частная собственность на средства производства, общественные связи между людьми реализуются только через движение вещей. Он возникает с появлением частнособственнического товарного производства.  [45]



Страницы:      1    2    3    4