Реальный гуманизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак, картина никогда не меняется. Законы Мерфи (еще...)

Реальный гуманизм

Cтраница 2


Святой Бруно, расправившись указанным способом с Фейербахом и Штирнером, отрезав Единственному всякую возможность дальнейшего развития, обращается теперь против немецких коммунистов, будто бы опирающихся на Фейербаха, н, особенно, против авторов Святого семейства. Встретившееся ему в предисловии к этому полемическому сочинению пыраженио реальный гуманизм составляет главную основу его гипотезы.  [16]

Святой Бруно, расправившись указанным способом с Фейербахом и Штирнером, отрезав Единственному всякую возможность дальнейшего развития, обращается теперь против немецких коммунистов, будто бы опирающихся на Фейербаха, и, особенно, против авторов Святого семейства. Встретившееся ему в предисловии к этому полемическому сочинению выражение реальный гуманизм составляет главную основу его гипотезы.  [17]

Советская культура помогает взаимопониманию и сближению народов, активно участвует в борьбе против империализма, реакции и войны. Воплощая идейное богатство и многообразие духовной жизни социалистического общества, его реальный гуманизм, она обогащает мировую культуру, все полнее проявляет себя как могучий фактор духовного прогресса человечества, как прообраз грядущей культуры коммунизма.  [18]

И все же трагизм личностного соприкосновения со смертью не снимается нравственно-философским сознанием не только родового, но и личностного бессмертия в культуре человечества, в его истории. Поэтому скорее не безоглядный оптимизм, а реализм - точнее, реальный гуманизм - является адекватной нравственно-философской основой научного и гуманного подхода к вопросам смерти и бессмертия человека. Этот подход, разумеется, не дает окончательных решений, пригодных для всех и каждого. Но он обозначает общую мировоззренческую позицию и жизненные пути решения этих вопросов, столь несхожих и неповторимых в интеллектуальном и эмоциональном отношении для каждого из нас.  [19]

Он пользовался при этом традиционным, в частности фейербаховским, философским лексиконом, говоря о коммунизме как о законченном натурализме, который вполне тождествен гуманизму, или как о законченном, реальном гуманизме, который равен натурализму. Тем не менее Маркс пошел здесь в целом значительно дальше своих идейных предшественников и формулировал принципиально новые воззрения.  [20]

Перестройка и теоретически и практически являет собой определенный исторический этап в поступательном прогрессе советского общества, этап перехода социализма в новое качество. Она означает глубокое обновление всех сторон жизни общества - как материальной, так и духовной. В результате перестройки социализм может и должен в полной мере реализовать свои возможности как строй реального гуманизма, служащий человеку и возвышающий его.  [21]

Философы-марксисты отстаивают принципы диалектического и исторического материализма как философской науки, к-рая чужда национализму и шовинизму в любых их проявлениях, подчеркивают опасность субъективизма, связанного с культом личности, развивают идеи реального гуманизма, чуждого как мелкобуржуазному абстрактному подходу к решению проблем человека, так и пренебрежительному третированию гуманизма как проявления буржуазной идеологии.  [22]

Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смерти оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Гуманистический подход ищет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая то, что относится, так сказать, к культуре умирания. Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный взгляд на нее личности, мудро решившей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни, - вот та философская основа, которая утверждается реальным гуманизмом.  [23]

В вы; ступлениях руководящих деятелей коммунистических и рабочих партий подчеркивается, что новые исторические условия требуют анализа специфики каждой страны, поиска конкретных путей борьбы за мио, демократию и социализм. Философы-марксисты капиталистических стран активно защищают прогрессивные философские традиции, разоблачают антикоммунистическую пропаганду, новейшие приемы утонченного идеализма. Философы-марксисты анализируют отрицательные последствия влияния совр. Антитезой империалистической идеологии является коммунизм, к-рый несет с собой новую культуру, реальный гуманизм, опирающийся на лучшие традиции материалистической философии.  [24]

Перед советским обществом встали небывало сложные по своему характеру и масштабам задачи. В действие вступают новые экономические и политические, социальные и научно-технические, внутренние и международные факторы развития социализма. В этих условиях оказалось необходимым многое оценить заново, переосмыслить, отказаться от того, что тормозит и обедняет нашу жизнь. В результате перестройки социализм может и должен в полной мере реализовать свои возможности как строй реального гуманизма, служащий человеку и возвышающий его. Именно на этих путях социализм призван обеспечит ], свой вклад в прогресс человечества.  [25]

У нас ликвидирована существующая при капитализме пропасть между интересами государства и гражданина. Но, к сожалению, встречаются еще люди, которые пытаются противопоставить свои эгоистические интересы обществу, другим его членам. В этом свете становится ясной необходимость работы по воспитанию, а иногда и по перевоспитанию отдельных лиц, по борьбе с посягательствами на социалистический правопорядок, на нормы нашего коллективистского общежития. И это не попрание прав человека, о котором лицемерно твердит буржуазная пропаганда, а самый реальный гуманизм и демократизм, означающий управление по воле большинства, в интересах всех трудящихся.  [26]

Другая линия намечалась и проводилась теми, кто полагал, что эта тема в истории марксизма находилась преимущественно в тени и исследовалась совершенно недостаточно. Споры о том, как понимать всестороннее развитие личности, были абстрактными, так как относились к отдаленному и весьма проблематичному будущему. Сейчас же тема человека выходит на авансцену философской проблематики как жизненно важная для сегодняшнего дня. Философия призвана синтезировать полученные наукой знания о человеке, опираться в своих выводах на комплексные исследования человека. Тесная связь философии и науки в познании человека способствует обогащению и развитию реального гуманизма и усиливает гуманистическую ориентацию науки. Это направление исследований, представленное работами И. Т. Фролова и других, имело свое продолжение в ценностных ориентирах периода перестройки.  [27]

В новом произведении Маркса и Энгельса, хотя и в меньшей степени, чем в Экономическо-философскпх рукописях все еще сказывается, однако, значительное влияние Фейербаха. То, что Маркс называет культом Фейербаха, связано с одной из особенностей процесса формирования взглядов его и Энгельса: шаг за шагом вырабатывая свое мировоззрение, они лишь постепенно осознавали его принципиально новый характер, причем это осознание отставало от объективного процесса развития их воззрений. Другими словами, пойдя в Святом семействе объективно значительно дальше Фейербаха, они субъективно считали себя его учениками. Будучи уже материалистами и коммунистами, Маркс и Энгельс называли себя, согласно фейербаховской терминологии, реальными гуманистами, хотя в понятие реальный гуманизм ими вкладывалось новое содержание, неведомое и чуждое Фейербаху.  [28]

В новом произведении Маркса и Энгельса, хотя и в меньшей степени, чем в Экономическо-философских рукописях, все еще сказывается, однако, значительное влияние Фейербаха. То, что Маркс называет культом Фейербаха, связано с одной из особенностей процесса формирования взглядов его и Энгельса: шаг за шагом вырабатывая свое мировоззрение, они лишь постепенно осознавали его принципиально новый характер, причем это осознание отставало от объективного процесса развития их воззрений. Другими словами, пойдя в Святом семействе объективно значительно дальше Фейербаха, они субъективно считали себя его учениками. Будучи уже материалистами и коммунистами, Маркс и Энгельс называли себя, согласно фейербаховской терминологии, реальными гуманистами, хотя в понятие реальный гуманизм ими вкладывалось новое содержание, неведомое и чуждое Фейербаху.  [29]

Экономическо-философские рукописи 1844 года, в которых отражен определенный этап его духовной эволюции. Их публикация вызвала огромный резонанс, потому что обнаруживала подлинный философско-теоретический исток марксизма, и этим истоком является проблема человека. В современном ( буржуазном) обществе она предстала, по Марксу, как проблема отчуждения: устройство общества ( разделение труда, частная собственность) таково, что результаты человеческой деятельности, продукты труда отчуждаются от человека и превращаются в господствующую над ним силу, что ведет и к отчуждению людей друг от друга. Более того, отчуждение от человека результатов его труда означает также, что в отчужденной форме выступает собственная родовая сущность человека - его универсальная способность к созидательной творческой деятельности, то есть происходит самоотчуждение человека. Его действительное освобождение невозможно без преодоления отчуждения и присвоения им своей родовой сущности, что и явится, по мнению Маркса, актом реального гуманизма.  [30]



Страницы:      1    2    3