Крещение - русь - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если жена неожиданно дарит вам галстук - значит, новая норковая шубка ей уже разонравилась. Законы Мерфи (еще...)

Крещение - русь

Cтраница 2


Важный источник, который также позволяет датировать крещение Руси - это Память и похвала Владимиру. Она написана монахом Киево-Печерского монастыря Иаковом в конце XII, может быть, в начале XIII века. По тексту Памяти и похвалы, поход на Корсунь состоялся тогда, когда сам Владимир был уже окрещен. После крещения же, пишет Иаков, Владимир прожил 28 лет. Князь умер в 1015 году, что дает нам дату его личного крещения - 987 год. Крестился же - уточняет Иаков - в 10 - е лето по убиении Яро-полка. То есть спустя девять полных лет.  [16]

Поскольку другие арабские источники, сообщающие о крещении Руси, в сущности своей являются производными, мы не будем обращаться к ним, за исключением одного - свидетельства Абу I Пуд ж и Рудраверского, визиря халифа Аббасида, продолжавшего хронику Ибн Мискавейха.  [17]

Наступает 988 год, а с ним начинается и крещение Руси, однако Василий 11 нарушает данное им слово - приезд его сестры Анны в Киев задерживается. Владимир действует решительно: осаждает Корсунь ( современный Херсонес в Крыму) - важный опорный пункт Византии на Черном море.  [18]

И чтобы понять церковную политику князя, кульминация которой - крещение Руси, нам стоит внимательно всмотреться в реального Владимира, князя, полководца, политика, дипломата, идеолога.  [19]

Легенда об Андрее не имеет никаких связей с последующими летописными свидетельствами о крещении Руси. К тому же в летописи рассказ подстрахован. В предшествующем путешествию отрывке Летописец говорит о Черном море: Это море слывет Русским - и упоминает Андрея.  [20]

И если южным славянам христианство несут священники и войско Византийской империи, то крещение Руси осуществляется своими князьями, и, как мы видели, преимущественно славянскими, то есть близкими по языку и культуре священниками. Здесь следует сказать и о том, что восточная церковь разрешала богослужение на родном языке. На Западе он употреблялся лишь для проповеди, исповедей, то есть в непосредственном общении клира с прихожанами. Языком богослужения и языком культуры долгие века была исключительно латынь.  [21]

Следует сказать, эта в известной мере калейдоскопичность оценок и мнений в вопросе крещения Руси имеет и объективные причины. Член-корреспондент АН СССР Я. Н. Щапов в одной из своих работ перечислил ряд вопросов истории церкви в Древней Руси, на которые наука может дать пока только предположительные ответы. Неясно, когда именно возникла русская православная церковь, каким было ее первоначальное организационное устройство, в каких реальных отношениях она находилась с язычеством, как строились ее отношения с Константинопольским патриархатом, что унаследовала церковь от христианства, существовавшего на Руси до крещения киевлян. Нет определенного ответа и на вопросы о средствах существования церкви в начальный период ее истории, неясно, кто стоял во главе церкви, как назначали этого главу, какие, наконец, кроме культовых, функции выполняла русская церковь.  [22]

Вспомните традицию древнеегипетского государства, в котором фараон и первосвященник часто объединялись в одном лице, крещение Руси, обряд помазания, который на Западе стал традицией, когда Пипин, ставший в 751 г. королем франков, принял церковное помазание при возведении на трон для обоснования законности своей власти.  [23]

Ведь приняв постриг, он еще застал в монастыре древнего старца Еремию, который помнил само крещение Руси. Тех же, кто помнил события начала XI века, в Киеве, наверное, можно было легко найти.  [24]

Теперь понятны умолчания летописи, ее жесткая редактура, и мы можем рассмотреть кульминационный момент Повести - крещение Руси князем Владимиром Святославичем.  [25]

Итак, установлено, что в Повести содержится свод нескольких особых текстов и они имеют отношение к крещению Руси. Лихачев предложил назвать их Сказанием о распространении христианства на Руси. В него входят: предание О крещении и кончине Ольги, Сказание о первых русских мучениках - варягах, Сказание о крещении Руси ( оно включает в себя вставную Речь философа), Сказание о князьях Борисе и Глебе, Похвала князю Ярославу Мудрому. Установлено, что все шесть повестей принадлежат одному автору, тесно связаны идейно и композиционно и относятся к 40 - м годам XI века. Сказание - самостоятельное литературное произведение на основе событий, связанных с введением христианства, многоцветный узор, вышитый по летописной канве.  [26]

В последние годы появились монографические исследования, многочисленные статьи, тематические сборники, посвященные разработке различных аспектов истории крещения Руси, оценке значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы, как и следовало ожидать, далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них неоднозначны, а иногда и противоречивы. Наряду с глубокими научными исследованиями появились и такие, в которых сказывается традиционный схематизм в понимании прошлого и вульгаризаторский подход к нему, упрощенно толкующий роль религии и церкви в обществе. Иногда это профессиональная некомпетентность, чаще то, что еще в 30 - е годы насмешливо и точно окрестили попоедством. Выдавая себя за научный атеизм, оно нанесло серьезный вред изучению и пониманию прошлого, его памятникам, в конечном счете способствовало сохранению религиозности, деформировало атеистическое воспитание.  [27]

В очень интересной и глубокой статье академик Б. В. Раушен-бах изящно иронизирует над еще сохраняющимися в атеистической пропаганде сторонниками версии о насильственном крещении Руси.  [28]

В этой главе мы очень кратко проследим текст Повести, останавливаясь лишь на тех событиях, которые нужны для понимания крещения Руси, смысла и значения этого события. Летописные факты и свидетельства скупы, часто разрозненны. Иногда нужные нам факты оказываются и во времени, и по теме очень далеко отстоящими от рассказа о самом крещении. Но весь этот материал важен в каждой детали, ибо отобран очень обдуманно, весьма скуп, и нужно тщательно вдумываться в любое слово летописи, сопоставлять, анализировать, буквально выжимать из минимума текста всю возможную информацию.  [29]

Летописец весь свой материал скомпоновал и расположил так, что у читателя создается зримое ощущение непрерывного и неостановимого приближения кульминационного момента: крещения Руси князем Владимиром.  [30]



Страницы:      1    2    3    4