Крещение - русь - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один. Законы Мерфи (еще...)

Крещение - русь

Cтраница 3


Один из последних советских исследователей вопроса о дате крещения, О. М. Рапов, считает, что после Абидосской битвы Владимир разрывает соглашение о крещении Руси.  [31]

Нам можно бы, казалось, оставить в стороне эти какие-то слишком детективные истории византийского двора, они не имеют прямого отношения к крещению Руси. Прямого, конечно, нет, но они хорошо показывают ту обстановку измен и предательств, точно предсказуемых смертей, жестокого вероломства, ту крайнюю неустойчивость власти, которая вновь проявилась в империи. Под Василием II и Константином VIII трон зашатался не на шутку. Десять лет относительного покоя каждую минуту могли стать чредой цареубийств и борьбы за престол, в которую, как это было совсем недавно, втягивались силы разные и непредсказуемые. Напомним: Константин VII отравлен, Роман - отравлен, Никифор Фока - обезглавлен, Иоанн Цимисхий - отравлен.  [32]

И тут же Летописец развертывает похвалу святому Мефодию в тему крещения славян, а точнее ( это и важно для него), в тему крещения Руси. Он утверждает, что христианство проповедовал славянскому народу апостол Андроник, до моравов же доходил и апостол Павел и учил там, там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян - апостол Павел, из тех же славян и мы, русь, поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ... Летописец строит цепь умозаключений и делает вывод: христианство на Руси от апостола Павла. В Повести этот сюжет помещен под 898 годом, позже легенды о путешествии Андрея. Но появился он в ней раньше, чем андреевская легенда, и был исключен из Повести теми, кто вписал в нее легенду о путешествии Андрея.  [33]

Конечно, знание точной даты могло бы высветить ряд других событий, но при всем сказанном более важно понять, почему византийские источники молчат о крещении Руси.  [34]

На ранней стадии христианизации ( конец X - середина XI веков) одним из ведущих мотивов новой веры стала, по всей вероятности, очевидная инициаторам крещения Руси ( 988 г.) ограниченность прежних культов для складывавшегося государственного порядка.  [35]

Хотя уже давно известно, что в летописи содержится немало чисто литературных эпизодов, этот рассказ тем не менее все еще рассматривается в качестве основного источника наших знаний о событиях крещения Руси. Однако такое отношение к летописи как к первоисточнику, в который позже были внесены описания всяких чудес, неприемлемо. Рассказ о принятии христианства не составлялся во времена Владимира: он представляет собой историческую концепцию принятия христианства Русью в соответствии с духом того времени, когда он был составлен. Он отражает русскую духовную жизнь и образ мышления спустя 100 - 120 лет после крещения.  [36]

В конце своего послания Сергий формулирует социально-политическую установку, которая становится определяющей в деятельности православия на все последующие годы и постоянно воспроизводилась во многих статьях и официальных документах современной Русской православной церкви, включая документы Поместного собора, посвященного празднованию 1000 -летия Крещения Руси 6 - 9 июня 1988 года.  [37]

Некоторые исследователи, пытаясь установить повод предпринятого Владимиром похода на Херсонес, выдвигают в качестве такового политические, государственные соображения: Владимир желал войти в содружество христианских народов и вести как равный переговоры с византийским императором, но был слишком горд, чтобы просить Византию о крещении Руси.  [38]

Если в Византии христианская церковь, хотя и достигла расцвета, пользовалась небольшим политическим влиянием, то в тех странах, в которые христианство пришло из Византии, но где власти нуждались в религиозной инфраструктуре, чтобы стала вообще возможной государственная связь в обществе ( как это было в случае крещения Руси), роль религии возрастала.  [39]

Мефодия и, таким образом, стать результатом целенаправленного сбора информации о славянах в ходе миссионерской деятельности славянских первоучителей в Моравии после 863 г. Достоинство этой гипотезы, кроме всего прочего, еще и в том, что она увязывает два синхронных и по сути тождественных процесса: кирилло-мефодиевскую миссию в Великомо-равском государстве и так называемое первое крещение Руси из Константинополя ок.  [40]

Мы здесь имеем исключительные условия, могущие поставить наш чернозем в дальнейшем в выгодное положение перед Западной Европой, так как там приходится вносить в почву не только фосфор, но и азот и калий ( азот является самым дорогим элементом в удобрениях), мы же имеем в черноземе большие запасы азота, пока хватает и калия: нужно добавить только один элемент - фосфор, чтобы оживить чернозем, истощенный многовековой культурой без удобрения, местами начавшейся во времена крещения Руси или еще и того ранее.  [41]

Хорошо известна роль в деле распространения христианства и просвещения на Руси византийской принцессы, ставшей русской княгиней, Анны - сестры императора Василия II Болга-робойцы и жены киевского князя Владимира. Брак Владимира и Анны тесно связан с условиями крещения Руси в 988 г. Последние искусствоведческие исследования выявили выдающееся место гречанки в деле христианского строительства, создания первого храма в Киеве, разработки программы фресковых композиций св.  [42]

С источниковедческой точки зрения сведения о посольстве Ольги к Отгону I уже проанализированы нами выше ( см.: Введение, 2.3), где мы пришли к заключению, что информация анналов херс-фельдского корня не зависит от Продолжения Регинона, и потому не раз высказывавшиеся по тем или иным причинам сомнения в церковно-политических целях посольства несостоятельны. Это наблюдение вносит принципиальные коррективы в несколько спрямленную картину крещения Руси, предлагаемую летописью. Выясняется, что в середине X в. Русь вела политику активного лавирования между Западной и Восточной церквями - точно так же, как столетием раньше в аналогичной ситуации вели себя Моравия и Болгария. Такая политика вполне понятна.  [43]

Опросы, проведенные в конце 80 - х гг., зафиксировали изменение в массовом сознании оценки роли религии в жизни общества, в отечественной истории и культуре. Во многом этому способствовало отмечавшееся в 1988 г. 1000-летие крещения Руси. В сознании многих, особенно молодых, был серьезно поколеблен стереотип негативного отношения к религии. По данным Института социологических исследований, избрание в 1989 г. народными депутатами Верховного совета СССР ряда священнослужителей было положительно воспринято 71 3 % опрошенных москвичей, и лишь 3 % отнеслись к этому отрицательно.  [44]

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.  [45]



Страницы:      1    2    3    4