Проблемная лекция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если человек знает, чего он хочет, значит, он или много знает, или мало хочет. Законы Мерфи (еще...)

Проблемная лекция

Cтраница 1


Проблемная лекция не ограничивается наличием проблемы, хотя - именно так понимают ее многие преподаватели, а предполагает особую комбинацию материала, подачу информации в таком количестве итак, что образуется проблемная ситуация, основы которой исследуются в дидактике. Специфической чертой проблемной ситуации является ее внутренне противоречивый характер. В силу недостатка в знаниях по изучаемому материалу один факт воспринимается аудиторией как противоречащий другому, создается ситуация интеллектуального затруднения в момент, когда студент осознает наличие проблемы и недостаточность имеющихся у него знаний для ее решения. Подобный прием является одним из наиболее сильно активизирующих: он побуждает к деятельности конфликтным соотношением своих элементов.  [1]

Противники проблемной лекции заявляют, что нарушается принцип историзма, разрывается хронологическая последовательность событий.  [2]

На проблемной лекции включение мышления студентов осуществляется преподавателем с помощью создания проблемной ситуации еще до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание, например о способе решения той или иной задачи. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа.  [3]

В пользу проблемной лекции Свидетельствуют анкетные данные, полученные нами по филологическому, биологическому и геолого-географическому факультетам Ростовского университета. Анкетные данные свидетельствуют о том, что именно такие лекции формируют у студентов один из сильнейших мотивов учения - познавательный интерес.  [4]

Поскольку на проблемной лекции воссоздаются условия теоретической работы ученого данной области знаний, то эту форму организации учебного процесса также можно отнести к контекстному обучению. С помощью моделирования этих контекстов студент приобщается к объективным противоречиям науки, развивается теоретически и воспитывается как специалист.  [5]

Решение задач проблемной лекции обеспечивается дидактически обоснованным ее построением. Проблемной, как и любой лекции, присущ в качестве главного метод логически стройного устного изложения, способствующий точному и глубокому освещению основных положений данной науки, целостности и систематичности ее содержания, источников и движущих сил и логики развития.  [6]

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, порождает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты открывают для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии.  [7]

По сравнению с проблемной лекцией возрастают продуктивные функции проблемных вопросов как дидактического средства организации общения и взаимодействия на семинаре-дискуссии. Вопрос даже помимо воли другого человека захватывает его, приближает к собеседнику, позволяет ему лучше раскрыться, обеспечивает проблемные точки взаимодействия студентов между собой или студентов с преподавателем.  [8]

Естественно, что подготовка проблемной лекции требует от преподавателя большего труда, более глубокой разработки лекции по сравнению с информационно-справочной, большей квалификации, хорошей научной подготовки.  [9]

Что является главным в проблемной лекции - проблема или проблемная ситуация.  [10]

В разработке структуры каждой отдельной проблемной лекции, проблемного построения урока могут оказаться полезными приемы, используемые как в практике школьного преподавания, так и в практике вузов.  [11]

Таким образом, уже на проблемной лекции представлены предметный и социальный контексты профессионального будущего. Она является формой совместной деятельности преподавателя и студентов, объединивших свои усилия на достижении целей общего и профессионального развития личности специалиста.  [12]

Диалогические отношения студентов и преподавателя на проблемной лекции, работа на должности специалиста в деловой игре, подготовка и защита дипломного проекта по реальной народнохозяйственной проблематике, участие в НИРС, производственная практика по методу бригадного подряда и т.п. - все эти новые формы активности обучающихся несут в себе черты как учения, так и труда и в сочетании с традиционными составляют исторически новое явление, не имеющее аналогов в традиционной педагогике. Здесь не представлены в чистом виде деятельность учения и деятельность практическая; с помощью системы форм и методов обучения задается контекст будущей профессиональной деятельности, причем не только предметный, но и социальный.  [13]

Рассмотрим пристальнее некоторые взгляды на характер проблемной лекции. Что следует понимать под проблемой лекции.  [14]

Нельзя не отметить и того, что проблемная лекция эмоционально богаче, поскольку постановка и разрешение проблемы сопровождаются состоянием ожидания, удивления, огорчения, удовлетворения, радости. Тем самым у студентов формируется отношение к тому, что выражает знание, и само знание в состоянии эмоциональной активности усваивается органичнее.  [15]



Страницы:      1    2    3