Cтраница 2
Для того, чтобы облегчить путь к проблемной лекции на кафедре работает методический семинар. На заседаниях семинара обсуждаются планы построения лекционного курса и каждой лекции, преследуя цель совместно определить узловые вопросы каждой темы. Под узловыми или главными вопросами понимаются вопросы, позволяющие раскрыть основное содержание темы, ее идейную направленность и воспитательное значение. [16]
Анализ примеров проблемного изложения позволяет выявить структуру проблемной лекции. [17]
Давайте посмотрим еще раз на достоинства проблемного метода изложения нового материала, а следовательно, проблемных лекций. Совсем недавно на страницах печати состоялась дискуссия, начатая профессором МГПУ им. Профессор Ильина считает, что проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Есть по этому поводу мнения у Чернышевского, Добролюбова, Пирогова, Ушинского, Менделеева, в зарубежной педагогике у Джона Дьюи. [18]
Для преподавания данной дисциплины применимы различные виды лекций ( информационная лекция, лекция - беседа, проблемная лекция), так как предполагается, что студенты, изучающие данную дисциплину, владеют достаточным запасом знаний по проблеме и могут принимать участие в обсуждении различных вопросов лекции. [19]
Развитие организационно-экономической инициативы будущих инженеров в стенах вуза, обучение студентов методам экономического поиска возможны только на основе творческого обучения, проблемных лекций и курсовых работ. В последних должна ставиться и решаться нетривильная задача, студенты должны быть приучены к мысли, что по настоящему передовое должно быть выгодным и для изготовителя и для потребителя. [20]
В отличие от содержания информационной лекции, которое вносится преподавателем как с самого начала известный, подлежащий лишь запоминанию материал, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию открытия уже известного в науке. Студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. [21]
В последние годы школьная и вузовская педагогика активно внедряет и использует метод проблемного обучения, и лекционные курсы проводятся в рамках проблемного изложения, преподаватели ищут пути к построению проблемных лекций. [22]
Совершенствование обучения в высшей школе ( Советская педагогика, 1973, № 7) подымает важные вопросы педагогики учебного про-цесса - структурно-системное построение учебных про - - грамм-что важно для разработки циклов проблемных лекций и вынесения на самостоятельное изучение частностей, использование текущего учета для поддержания мотивов учебной деятельности и другие вопросы. [23]
В пособие в переработанном варианте органично включены фрагменты опубликованных в специальной периодической печати статей авторов, разделов некоторых изданных ими ранее в других организациях и фактически недоступных для использования студентами научно-практических пособий, концептуальных обзоров, а также оригинальных неопубликованных текстов проблемных лекций, читаемых в различных профессиональных образовательных учреждениях и библиотеках Российской Федерации. [24]
Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем до лекции, разворачиваются на лекции в живой речи преподавателя. В условиях проблемной лекции приоритет принадлежит устному изложению диалогического характера. С помощью соответствующих методических приемов ( постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре. [25]
В пособии имеется большое число вопросов, которые не имеют четкой формулировки и позволяют давать различные по широте и глубине содержания ответы. Вопросы преподаватель может использовать для организации проблемных лекций. [26]
Преподаватели школы стремятся дать своим ученикам широкое представление об основных принципах микро - и макроэкономического анализа, теории финансов, экономической истории. Преподавание ведется в форме спецкурсов и проблемных лекций. Наконец, программа третьего года обучения ( 11 - й класс) состоит из оригинальных авторских спецкурсов по выбору. В них освещаются актуальные проблемы отечественной и зарубежной экономики, раскрываются взаимосвязи экономической конкретики и общих гуманитарных проблем. [27]
Конечно, пока преподаватель еще сильно ограничен количеством отведенных часов для лекционного курса по программе, что не может не сказываться и на освещении вопросов, связанных с критикой буржуазной идеологии. В этих условиях лучшие возможности представляет чтение проблемных лекций, которые необходимо постепенно вводить в программу. [28]
На второй стадии в центр развития выдвигаются рациональные процессы - понимание, знание, как формы активности. За счет увеличения объема информации, ее дифференциации, в процессе прослушивания проблемных лекций, выполнения упражнений, психологических этюдов, различных игр на практических и семинарских занятиях, будущий педагог начинает понимать и оценивать альтернативы нетерпимому поведению, а также увеличивать собственные личностные и профессиональные возможности благодаря отказу от принуждающего, либо мани-пулятивного поведения. [29]
Предлагаемый логический план облегчает достижение учебно-научных и воспитательных задач лекции. На логическом фоне, созданном на первом этапе, преподаватель имеет возможность глубже обосновать теорию вопроса, раскрыть методологию, особенно в проблемной лекции, и тем самым оказать формирующее воздействие на студентов. При умелом использовании методических приемов лектору удается легко вовлечь слушателей в активный мыслительный процесс. [30]