Мыслительная задача - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости. Законы Мерфи (еще...)

Мыслительная задача

Cтраница 2


Благодаря новому подходу к проблеме создания искусственного интеллекта появились и все шире используются комплексные программы, обеспечивающие выполнение сложных мыслительных задач; ( экспертные системы; обучающие системы; системы распознавания речи; системы анализа изображений; автоматизированные системы программирования.  [16]

Первая фаза может быть направлена на преобразование проблемной ситуации, сложившейся в ходе какой-либо конкретной деятельности в мыслительную задачу, и на решение мыслительной задачи. При этом автор поясняет, что мыслительная задача может и не быть познавательной. Познание опосредствуется мышлением, осуществляется через него.  [17]

Как легко заметить, психологический механизм принятия решения применительно к ситуациям предельной сложности слагается из двух узлов: из преобразования познавательной проблемы в мыслительную задачу и из решения мыслительной задачи. Принятие решения в любых ситуациях на психологическом уровне осуществляется именно по данному механизму. Но психологически такой механизм представляет наибольший интерес. Конечно, любая сфера логической интеллектуальной деятельности человека вместе с тем и психологична, поскольку, например, любые дедуктивные операции, совершаемые мыслящим человеком, имеют строго определенный психологический механизм, четкость работы которого - необходимое условие соответствия хода этих операций правилам дедукции. Однако логическая сторона интеллектуальной деятельности может быть отвлечена от ее психологического механизма ( строго говоря, он представляет собой своего рода стереотип), от познающего субъекта, в то время как ее интимно-психологическая сторона не допускает подобного отвлечения.  [18]

В противовес подходу к оценке сложности задач методом тривиального подсчета количества перерабатываемой информации О. К. Тихомиров [117] предложил многоплановую и, частично, количественную характеристику условии мыслительной задачи, включающую такие факторы, как состав и число альтернативных изменений ситуации; число преобразований ситуации в ходе решения задачи; единственность или множественность решения; объективное значение и ценность ситуации и различных ее преобразований.  [19]

Как легко заметить, психологический механизм принятия решения применительно к ситуациям предельной сложности слагается из двух узлов: из преобразования познавательной проблемы в мыслительную задачу и из решения мыслительной задачи. Принятие решения в любых ситуациях на психологическом уровне осуществляется именно по данному механизму. Но психологически такой механизм представляет наибольший интерес. Конечно, любая сфера логической интеллектуальной деятельности человека вместе с тем и психологична, поскольку, например, любые дедуктивные операции, совершаемые мыслящим человеком, имеют строго определенный психологический механизм, четкость работы которого - необходимое условие соответствия хода этих операций правилам дедукции. Однако логическая сторона интеллектуальной деятельности может быть отвлечена от ее психологического механизма ( строго говоря, он представляет собой своего рода стереотип), от познающего субъекта, в то время как ее интимно-психологическая сторона не допускает подобного отвлечения.  [20]

В практическом о-бучении можно связать понятие операционного кадра с одной практической задачей, которая требует для своего осуществления нескольких простых действий. Связь определения шага с мыслительной задачей дополняет это понятие, создает установку на разработку содержания предмета в виде ряда мыслительных задач и операций, которые не дают уча-чимся всего в готовом виде, а заставляют их думать, решать и отыскивать правильные ответы на поставленные вопросы.  [21]

Мышление как психологический процесс не менее сложно, связано с речью. Его особенности проявляются при решении мыслительных задач. Среди видов выделяются наглядно-образное, наглядно-действенное и отвлеченное.  [22]

Первая фаза может быть направлена на преобразование проблемной ситуации, сложившейся в ходе какой-либо конкретной деятельности в мыслительную задачу, и на решение мыслительной задачи. При этом автор поясняет, что мыслительная задача может и не быть познавательной. Познание опосредствуется мышлением, осуществляется через него.  [23]

По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также сопоставимы. Говорение и письмо - продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение - внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы.  [24]

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности человека-оператора в АСУ служит время решения оперативных задач. Как известно, увеличение скорости протекания такого сложного психического процесса, каким является решение сенсорных и мыслительных задач, не может быть достигнуто лишь за счет увеличения темпа каждой из составляющих этого процесса. Изучение в дальнейшем путей целенаправленной перестройки сенсорных и мыслительных процессов, снижения их сложности посредством изменения структуры технических средств деятельности составляет не только первоочередную инженерно-психологическую задачу, но важно также и для создания теории общей психологии.  [25]

Таким образом, первое, что роднит внутреннюю речь взрослого человека с эгоцентрической речью дошкольника, - это общность функции: и та и другая есть речь для себя, отделившаяся от речи социальной, выполняющей задачи сообщения и связи с окружающими. Стоит только прибегнуть в психологическом эксперименте к способу, предложенному Уотсоном, и заставить решать человека какую-нибудь мыслительную задачу вслух, т.е. вызвать обнаружение его внутренней речи, и мы сейчас же увидим глубокое сходство, существующее между этим мышлением вслух взрослого человека и эгоцентрической речью ребенка.  [26]

В практическом о-бучении можно связать понятие операционного кадра с одной практической задачей, которая требует для своего осуществления нескольких простых действий. Связь определения шага с мыслительной задачей дополняет это понятие, создает установку на разработку содержания предмета в виде ряда мыслительных задач и операций, которые не дают уча-чимся всего в готовом виде, а заставляют их думать, решать и отыскивать правильные ответы на поставленные вопросы.  [27]

Проблема психологического изучения мыслительных стратегий, направленных на решение задач, приобретает в настоящее время - особенно большое значение. Это связано, с одной стороны, с дальнейшими попытками получить более полное представление о мыслительном процессе, о методах решения мыслительных задач; такой подход является продолжением классических традиций в психологии. С другой стороны, возникли новые подходы, детерминированные в той или иной степени развитием кибернетики, попытками формализации мыслительных процессов; эти подходы также направлены на выявление наиболее типичных приемов, операций, стратегий, которыми пользуется человек для решения какой-либо задачи или проблемы. Наконец, попытки оптимизировать творческие процессы профессиональных работников разных специальностей требуют изучения сответствующей умственной деятельности до мельчайших подробностей, как со стороны структуры, так и со стороны факторов, влияющих на ту или иную деятельность.  [28]

Такая позиция обусловливает ряд принципиальных ошибок. С одной стороны, сравнение вариантов компоновки мнемосхем проводится обычно в условиях сформировавшегося навыка управления, точнее, на стабильном уровне обученное испытуемых решению малого набора задач, когда на графиках динамики обучения образуются плато, поскольку процесс решения мыслительной задачи заменяется реакцией выбора. Выводы о преимуществах усовершенствованных вариантов мнемосхем основываются при этом на статистически недостоверных различиях во времени выполнения заданий испытуемыми по сравниваемым вариантам. С позиций развиваемой нами структурно-психологической концепции отсутствие различий на этом этапе обучения объяснимо тем, что стратегия поведения испытуемых при повторении задач в лаборатории, где обычно нет стрессовых ситуаций, дезавтоматизирующих навыки управления, становится однозначной.  [29]

Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами.  [30]



Страницы:      1    2    3