Мыслительная задача - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Оригинальность - это искусство скрывать свои источники. Законы Мерфи (еще...)

Мыслительная задача

Cтраница 3


Если она выражена лишь ситуативно, ее надо превратить в проблему. Для этого необходимо путем гипотетических обобщений преобразовать проблемную ситуацию в ситуацию мыслительной задачи. Затем проблему надо исследовать: выработать стратегию решения, расчленить на ряд элементарных задач, превращая их в мыслительные. В ходе решения проблем обязательно возникают новые знания, выполняющие подсобную роль в общем решении. Ведущее звено процесса познания здесь многократно переходит с одного уровня на другой. В проблемных ситуациях полученное решение одной элементарной задачи вновь используется как принцип действия в другой, более сложной ситуации. Однако способ действия, выработанный в итоге решения исходной задачи, вначале еще очень ограничен и приводит к успеху только в весьма близкой, сходной ситуации. Действия на этой ступени еще недостаточно абстрагированы. Для превращения частного способа в принцип надо углубить уровень абстракции, отфильтровать действие, объективно содержащее принцип, от чувственных элементов ситуации, зачастую случайных. Это и есть то, что мы называем формализацией интуитивного эффекта.  [31]

Однако аналогичный механизм легко обнаружить и во всех других областях деятельности людей. В данном случае познавательная проблема была избрана нами лишь как образец. Есть достаточные основания утверждать, что решения любых проблем человеком квантуются таким же образом на мыслительные задачи, и данное квантование само по себе представляет задачу мыслительную.  [32]

По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также сопоставимы. Говорение и письмо - продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение - внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы.  [33]

Мы различаем в данном случае творческую задачу и проблему на следующем основании. Ее можно и нужно решать, не приобретая предварительно на осознаваемом уровне новых знаний. Такую задачу не надо ставить; она ставится самой ситуацией. В итоге решения мыслительной задачи ( если она совпадает с элементарной познавательной) возникает новое знание, полностью удовлетворяющее необходимому видоизменению ситуации.  [34]

Любая умственная работа вызывает нервно-эмоциональное напряжение, для каждого рода деятельности необходим свой оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Под влиянием социальной среды аппарат эмоций человека достиг высокой степени развития, он чрезвычайно сложен и реагирует не столько на физиологические стимулы, сколько на сложные и тонкие социально-психологические мотивы, обусловленные во многом профессиональной деятельностью. Особенно часто эмоциональное напряжение возникает у человека в процессе оценочной деятельности ( выбора альтернатив) и организации новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью. Эмоциональная активация крайне необходима при решении сложных мыслительных задач. Эмоции всегда выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие активации еще не гарантирует достижение верного результата, а чрезмерное перенапряжение может вызвать срыв. Эти срывы являются следствием перегрузки центральных звеньев функциональных систем, осуществляющих трудовую деятельность. Их опасность необходимо предусматривать при разработке проектов различных программ.  [35]

Второй пункт, по которому между специалистами по методологии проектирования также существует единство мнений, заключается в том, что те формы мыслительной деятельности, которые проектировщики привыкли считать своей прерогативой, теперь должны быть объективированы с тем, чтобы большое число людей ( включая потребителей), чьи знания имеют отношение к проектированию на уровне систем, могли предложить свои идеи на ранних стадиях разработки и участвовать в принятии принципиальных решений. ЭВМ тех этапов процесса проектирования, для которых решение мыслительных задач производится настолько осознанно, что этот процесс можно представить в виде машинной программы.  [36]



Страницы:      1    2    3