Cтраница 2
Контактный аппарат первоначальной конструкции.| Реконструированный контактный аппарат. [16] |
Таким образом, при осуществлении процесса конверсии метана с водяным паром или углекислотой в трубчатых печах не имеется никаких трудностей, связанных с опасностью зауглероживания катализатора. [17]
Основное затруднение в процессе конверсии жидких углеводородов по сравнению с конверсией природного газа заключается в том, что высшие углеводороды легче распадаются с образованием свободного углерода, чем метан, что приводит к зауглероживанию катализатора. [18]
Отсутствие газгольдера вынуждает осуществлять пуск уотановки на проток, что приводит к постоянному обновлению инертного газа в системе установки, а наличие даже небольших количеств горючих в газе при температуре выше 300 С приводит к зауглероживанию катализатора печи конверсии, так кан подачу всдяного паре в этот период осуществлять нельзя из-за попадания парового конденсатора в конвертор, что в свою очередь приводит к разрушению железохромового катализатора, применяется для конверсии окиси углерода в углекислоту. [19]
Теоретическое количество окислителя, необходимое для предотвращения выделения углерода при конверсии метана с водяным паром ( по данным Падовани и Сальви. [20] |
Однако в интервале температур 400 - 650 С скорость пиролиза олефиновых углеводородов ( в случае работы на катализаторе, обычно применяемом для конверсии метана) значительно превышает скорость газификации углерода, что в результате приводит к быстрому зауглероживанию катализатора и падению его активности. [21]
Таким образом, можно наметить следующие пути увеличения срока службы катализаторов: 1) создание более развитой поверхности ( дисперсности) каталитических компонентов в матрице носителя ( для повышения стойкости к отравлению примесями в сырье); 2) предварительное формирование ( разработка) катализаторов для стабилизации их структуры; 3) снижение зауглероживания катализаторов превращения углеводородов ( особенно важным является создание саморегенерирующихся катализаторов); наконец, оптимизация режимов работы каталитических реакторов на всех этапах их эксплуатации с целью максимального снижения рабочих температур и исключения перегревов. [22]
Как показали исследования [52], пропускание через никелевый катализатор ( зерна 2 - 3 мм) на любом носителе ( вплоть до корунда) природного газа без окислителей в течение 2 - 3 час. Зауглероживание катализатора при 1000 - 1100 не вызывает разрыва зерен. Это объясняется тем, что при низких температурах образуется рыхлая аморфная сажа, не препятствующая проникновению метана в глубь зерна. Частицы мелкодисперсного углерода в этом случае отлагаются не только на поверхности, но и в порах внутри зерна катализатора и разрывают его. При 1000 - 1100 углерод образуется в форме блестящего плотного графита, оседающего на поверхности зерна и закрывающего доступ метану в глубь зерна. Он быстро закрывает активную поверхность никеля, реакция замедляется, и зерна катализатора остаются целыми. [23]
В ряде каталитических процессов, например при парофазном гидролизе хлорбензола в фенол, а особенно при реакциях крекинга, на катализаторе отлагаются богатые углеродом вещества, называемые обычно коксом. Это так называемое зауглероживание катализатора сильно снижает или даже сводит к нулю его активность. [24]
Характеристика установки для получения водорода. [25] |
Другая особенность связана с возможностью практически мгновенного нагревания исходной парогазовой смеси до температуры реакции при подаче ее в кипящий слой. Это уменьшит опасность зауглероживания катализатора и, весьма вероятно, позволит подвергать конверсии газы, содержащие значительное количество высших гомологов метана. [26]
В отходящих газах производства бутадиен-стирольно-го каучука СКС указанные катализаторные яды отсутствуют, однако температуру в зоне реакции в этом случае также необходимо повысить до 00 С, так как при температуре 300 С катализатор АП-56 снижает свою активность с 90 до 50 % после 720 ч непрерывной работы вследствие зауглеро-живания катализатора. С повышением температуры до 00ОС зауглероживания катализатора не происходит, однако затраты топлива возрастают. Активность катализатора может быть восстановлена регенерацией в атмосфере воздуха при объемном расходе 5000 ч - и температуре 90 - 500 С. [27]
При высокой температуре происходит термическое разложение метана и его гомологов с выделением углерода. Выделяющийся углерод оседает на катализаторе, происходит так называемое зауглероживание катализатора, в результате чего снижается его активность и происходит преждевременное его разрушение. Увеличивается сопротивление конвертора, а главное - снижается его производительность. [28]
При высокой температуре происходит термическое разложение метана и его гомологов с выделением углерода. Выделяющийся углерод оседает на катализаторе, происходит так называемое зауглероживание катализатора. Элементарный углерод забивает проходы между гранулами катализатора, снижает его активность и преждевременно разрушает. Увеличивается сопротивление конвертера, а главное снижается его производительность. [29]
Скорость углеотложения при каталитическом дегидрировании н-бутана ( равно и других парафиновых углеводородов) до появления работ, описываемых в следующей главе, не изучалась. В некоторых статьях [ 51, НО, 111 ] или только отмечен сам факт зауглероживания катализатора, или приведены отдельные величины зауглероженности при отдельных режимах дегидрирования к-бутана. [30]