Анимизм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
В технологии доминируют два типа людей: те, кто разбираются в том, чем не они управляют, и те, кто управляет тем, в чем они не разбираются. Законы Мерфи (еще...)

Анимизм

Cтраница 2


Всссловский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных пародов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления ( анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками ( пережитками) культуры.  [16]

Политеизм возникает в период разложения первобытнообщинного строя, вырастая из ранних форм религии: тотемизма, фетишизма, анимизма, к-рые одухотворяли природу, означали веру в многочисленных равноправных духов и фетишей.  [17]

КУЛЬТ ПРЕДКОВ - почитание духов умерших сородичей, возникшее на ранних этапах первобытнообщинного строя; одна из форм анимизма.  [18]

Не удивигельно поэтому, что, делая дальнейшие выводы из своих исследований, Пиаже приходит в третьем томе ( 3), посвященном выяснению того, какие представления существуют у ребенка о мире, к следующему вывод т: реализм мышления, анимизм и артифициализм являются тремя доминирующими чертами детского мировоззрения. И этот вывод является основным для исследователя, который в качестве отправного положении берет утверждение Маха, пытавшегося показать, что разграничение внутреннего, или психического, мира и мира внешнего, или физического, не является врожденным. Но эта точка зрения была еще чисто теоретической. Гипотеза Маха не опирается на генетическую психологию в истинном смысле этого слова, а генетическая логика Болдуина - скорее субъективное, чем экспериментальное произведение ( 3, с. И вот Пиаже как бы задается задачей доказать это исходное положение Маха с точки зрения развития детской логики. При этом он снова впадает в противоречие, заключающееся в том, что изначальный характер детской мысли обрисован им же самим как реалистический. Иными словами, наивный реализм, который приписывается ребенку, указывает, очевидно на то, что с самого начала самой природой сознания обусловлено то, что оно отражает объективную действительность.  [19]

Анимизм - это не первоначальная основа религий, некая прарелигия, а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все Другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании Самостоятельной, способной существовать отдельно от че - Ловека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.  [20]

Между тем анимизм Шталя и выводы, связанные с его попытками определить суть различий между живыми, организованными телами и мертвой, неорганизованной природой, имели прямое отношение к его пониманию процессов жизнедеятельности и ее химических проявлений.  [21]

Производственное значение такого живого анимистического представления, как п обращения к сверхъестественной силе или направляющему действию невидимой десницы, конечно, совершенно одно и то же в обоих случаях. Результат фактического влияния анимизма на производственную полезность индивида в каждом из этих случаев получается один и тот же; но степень господства данной привычки, те пределы, в которых она формирует образ мысли в его совокупности, изменяются от индивида к индивиду в зависимости от того, насколько непосредственно, насколько безотлагательно и всегда ли без обращения к другим возможностям индивид привычным ему образом применяет анимистическую или антропоморфическую доктрину, имея дело с явлениями окружающей его среды. Привычка анимистического подхода к действительности затемняет понимание причинной последовательности, однако более раннее, менее осознанное, менее определенное анимистическое чувство, как можно ожидать, оказывает на умственные процессы индивида более всеобъемлющее влияние, чем высшие формы антропоморфизма. Там, где наличествует привычка анимистического подхода к действительности в наивном виде, сфера ее распространения и применения не является ни четкой, ни ограниченной.  [22]

В той мере, в какой унаследованные способности или подготовка заставляют индивида считаться с фактами и их последствиями с точки зрения, отличной от понимания реальной действительности, эти унаследованные способности снижают его производительность или полезность в производстве. Препятствия, создаваемые анимизмом, в экономическом развитии при современной системе крупного промышленного производства заметнее, чем при любой другой, и имеют более далеко идущие последствия. В современных производственных общностях промышленное производство все в большей степени превращается в сложную систему взаимозависимых органов и функций, а поэтому свобода от предубеждений в понимании того, что выступает причиной тех или иных явлений, становится все более необходимой для работоспособности людей, участвующих в производстве. При системе ручного труда подобная предвзятость в образе мышления рабочих может, и в очень значительной мере, компенсироваться ловкостью, усердием, физической силой или выносливостью.  [23]

Шаманы защищают интересы имущих классов и поддерживают эксплуатацию беднейшей части населения. Культ шаманства является формой первобытной религии, основанной на анимизме.  [24]

Малые общества, на первый взгляд кажущиеся простыми, нередко имеют сложные системы религиозных верований. В таких обществах значительно чаще, чем в крупных, встречаются тотемизм и анимизм, однако в некоторых из них существуют значительно более сложные религии. Однако монотеистические религии в малых культурах традиционного типа обнаруживаются сравнительно редко.  [25]

Сейчас же мы подходим к другому важному пункту, а именно к утверждению Дюркгейма о том, что священные вещи - есть символы, значения которых нельзя интерпретировать в терминах присущих им свойств. Следует помнить, что это был один из главных аспектов его сокрушительной критики теорий анимизма и натуризма относительно религии. Но тогда возникает вопрос, символами чего в дюркгеймовской концепции - доставившей столько хлопот многим, в том числе и мне - можно считать символы общества.  [26]

Традиционный способ мышления удовлетворяет требование определенности намного более эффективно, чем критический. Он не проводит различия между верой и реальностью: религия, или ее примитивный эквивалент - анимизм, включает всю сферу мышления и пользуется безусловной поддержкой. Нет ничего удивительного и том, что люди стремятся вернуться в потерянный рай первобытного блаженства. Догматические идеологии обещают удовлетворить это желание. Проблема заключается в том, что они могут сделать это, только устранив конфликтующие убеждения. Это делает их такими же опасными для демократии, как существование иных возможных объяснений - для традиционного образа мышления.  [27]

При ин-те музей ( осн. Веселовский), объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления ( анимизм, процесс аналогии); доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками ( пережитками) культуры.  [28]

В большинстве случаев образы богов прошли длит, путь развития, отражая историч. На ранних ступенях развития религии еще нет веры в богов, а есть поклонение неодушевленным предметам ( см. Фетишизм), вора в духов, демонов ( см. Анимизм) и пр.  [29]

Как только мы отходим от социально или экономически привилегированных слоев общества, религиозные верования становятся все менее типичными. В мелком бюргерстве, особенно среди ремесленников, сосуществуют величайшие противоположности: кастовое табу и магическая или мистагогическая религия как сакраментального, так и оргаистического типа в Индии, анимизм в Китае, религия дервишей в исламе, боговдохновенно-энтузиастическая религия общин в раннем христианстве, особенно в Восточной Римской империи, страх перед демонами наряду с дионисийскими оргиями в античной Греции, фарисейская верность закону среди жителей больших иудейских городов в древности, по существу своему идолопоклонническое христианство наряду с религиозными сектами всех видов в средние века и все разновидности протестантизма в начале нового времени - таковы величайшие контрасты, которые вообще только можно себе представить.  [30]



Страницы:      1    2    3    4