Архетип - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Второй закон Вселенной: 1/4 унции шоколада = 4 фунтам жира. Законы Мерфи (еще...)

Архетип

Cтраница 3


Изучая бессознательное, К. Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение. Фрейда не устраняются, но представление о них дополняется архетипами. В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга. Нет врожденных представлений, но, наверное, есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой смелой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии, в известной степени идеи a priori, о существовании которых, однако, невозможно судить без наличия соответствующего опыта.  [31]

Россия, используя уникальность своего национального характера, соединяющего азиатские и европейские архетипы коллективного бессознательного, умение воспринимать и адаптировать чужие культуры, может сыграть и роль своеобразного транскультурного переводчика между Востоком и Западом, что также может принести определенные дивиденды, причем не только политические.  [32]

Перепроектирование организационных структур, включающее в себя смену их архетипа, должно модифицировать все элементы, имеющие отношение к архетипу.  [33]

Описывая свою жизнь, попробуйте определить, какой она выражает архетип жизненного пути.  [34]

Есть в ее содержании и экономическое первоначало в качестве так называемого архетипа всей современной экономической системы.  [35]

Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека-таков вывод Юнга. Именно миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни, приводит душу к согласию с ее бессознательными архетипами.  [36]

Отсюда следует, что классификация - это совокупность двух структур: таксонов и архетипов, упорядоченных по включению.  [37]

Руководитель, который имеет необходимые данные для выполнения той или иной управленческой роли, называется архетипом. Однако следует также назвать еще два архетипа: государственный деятель и созидатель систем, потребность в которых в последнее время все больше испытывают крупные диверсифицированные промышленные компании.  [38]

К общечеловеческим первообразам, или архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип Тень представляет собой образ всего низменного в человеке, всего антисоциального в нем; разрушительная, агрессивная тенденция таится в глубинах человеческой души и способна проявиться в действиях человека. Архетип Анима представляет женское начало в мужчине, архетип же Анимус - мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком. Архетип Самость у К. Г. Юнга выступает субъектом целостной психики человека; Самость предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.  [39]

И если в личностно-бессознательном содержатся в основном эмоционально окрашенные комплексы, то таковыми в коллективном бессознательном выступают архетипы или пояснительное описание платоновского эйдоса. Вот почему, согласно Юнгу, многое о духовном мире человека ( душе) могут передать мифология, религия, алхимия, астрология, а не лабораторные исследования и психотерапевтическая практика.  [40]

Это значит, что отношение порядка может быть установлено не только для таксонов, но и для архетипов соответствующих классов.  [41]

Публикация направлена против разрушительных, по мнению автора, попыток насадить в России чуждые, не соответствующие национальному архетипу ценности. Но нет абсолютно правильных культур: каждая из них что-то выдвигает на первый план в ущерб чему-то другому. Погоне за приобретением противостоит задача отдать самого себя.  [42]

В то же время принципиальное отличие заключается в том, что новоевропейские культуры формировались в пределах примерно одного цивилизационно-культурного архетипа. Этим разрывом во многом объясняется специфичность латиноамериканской традиции.  [43]

Именно чингизидская реакция на свершения Александра Великого, ставшая, говоря прямо, глобальным клерикальным реваншем, является базовым архетипом, вокруг которого сегодняшние евразийцы выстраивают свои геополитические концепции. Проблема, однако, в том, что чингизидство, будучи аналогом Рима и даже имея некоторые важные организационные преимущества перед ним, тем не менее фатально занимает по отношению к этому Риму подчиненное положение. В России, существование которой, бесспорно, связано с историко-политическими последствиями монгольских завоеваний, образ Рима на протяжении столетий был куда более привлекателен, чем монгольское политическое наследие. От Иоанна III до Николая II российская политическая система старательно лелеяла в себе именно западную административную составляющую. Внезапный возврат имперского панмонголизма в умы и сердца наших граждан произошел во многом благодаря Сталину. Именно он оживил дух Чингисхана в противовес ар-хетипическому Риму, и для этого были особые основания.  [44]

Перепроектирование организационных структур, включающее в себя смену их архетипа, должно модифицировать все элементы, имеющие отношение к архетипу.  [45]



Страницы:      1    2    3    4