Авенариус - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Нет такой чистой и светлой мысли, которую бы русский человек не смог бы выразить в грязной матерной форме. Законы Мерфи (еще...)

Авенариус

Cтраница 2


Сочинение Авенариуса Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил ( 1876) применяет этот принцип, как мы видели, таким образом, что во имя экономии мышления объявляется существующим только ощущение.  [16]

Пролегоменах Авенариуса видит монистический идеализм, в Критике чистого опыта ( 1888 - 1890) - абсолютный реализм, а в Человеческом понятии о мире ( 1891) - попытку объяснения этой перемены. Заметим, что термин реализм употребляется здесь в смысле противоположности идеализму. Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово реализм захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом. Здесь достаточно отметить, что Ковеларт имеет в виду тот несомненный факт, что в Пролегоменах ( 1876) для Авенариуса ощущение есть единственно сущее, субстанция же - по принципу экономии мысли. Критике чистого опыта физическое принято за независимый ряд, психическое же, следовательно, и ощущения - за зависимый.  [17]

Учение Авенариуса о принципиальной координации изложено им в Человеческом понятии о мире и в Замечаниях. Эти последние написаны позже, и Авенариус подчеркивает здесь, что излагает, правда, несколько иначе, не что-либо отличное от Критики чистого опыта и Человеческого понятия о мире, а то же самое ( Bemerk.  [18]

Мистификация Авенариуса, всецело повторяющего ошибку Фихте, превосходно разоблачена здесь.  [19]

Ученик Авенариуса Рудольф Вилли равным образом признает, что Авенариус, всецело бывший идеалистом в 1876 году, впоследствии примирял ( Ausgleich) с этим учением наивный реализм ( цитир.  [20]

Итак, Авенариус глубоко заблуждался, воображая, будто он в первый раз предпринимает очищение опыта у Канта от априоризма и от вещи в себе, и будто он создает этим новое направление в философии. Авенариус воображал, что он очищает опыт вообще.  [21]

Михаил Петрович Авенариус родился в Царском селе ( ныне г. Пушкин) 7 ( 19) сентября 1835 г. В 1854 г. он окончил 5 - ю Петербургскую гимназию, а в 1858 г. - физико-математический факультет Петербуг-ского университета - со степенью кандидата математических наук.  [22]

Проверкой формулы Авенариуса и определением констант в ней занимались многие ученые в разных странах мира.  [23]

Махом и Авенариусом), или из описания земли в такие времена, когда ни одного человеческого существа на ней не было, - это, строго говоря, не есть дополнение опыта, а дополнение того, чтб мы испытываем. Это дополняет лишь одно из тех звеньев координации, про которые Авенариус говорил, что они неразделимы. Это ведет нас к тому, чтб не только никогда не было испытано ( не было объектом опыта, has not been experienced), но к тому, что никогда, никоим образом не может быть испытано существами подобными нам. Но тут как раз на выручку Авенариусу приходит двусмысленность термина: опыт. Авенариус рассуждает, что мысль есть столь же истинная ( настоящая, genuine) форма опыта, как и чувственное восприятие, а таким образом он приходит назад к старому истасканному ( time-worn) аргументу субъективного идеализма, именно, что мысль и реальность неотделимы, потому что реальность может быть воспринята только в мысли, а мысль предполагает существование того, кто мыслит.  [24]

Бедные Мах и Авенариус. Не только враги оклеветали их насчет идеализма и даже ( как выражается Богданов) солипсизма, - нет, и друзья, ученики, последователи, специалисты-профессора поняли своих учителей превратно, в идеалистическом смысле. Если эмпириокритицизм растет в идеализм, это вовсе не доказывает коренной фальши его путаных берклианских основных посылок.  [25]

В 1876 г. Авенариус был избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1890 г. ему было присвоено звание заслуженного профессора.  [26]

Мир представляет у Авенариуса агломерат центральных нервных систем. Материя абсолютно лишена всяких качеств, как первичных, так и вторичных, некогда считавшихся ее неотъемлемой принадлежностью.  [27]

Как и у Авенариуса, эти ряды несоизмеримы и в то же время представляют собой не что иное, как фикцию нашего мышления. Попеременно выдвигается то монистическая, то дуалистическая точка зрения: попеременно промежуточные организаторские звенья характеризуются то как организуемое, то как организующее начало.  [28]

Следующие научные труды Авенариуса были посвящены метеорологии. Исследуя изменения влажности в восходящем атмосферном течении, Авенариус пришел к выводу, что охлаждение воздушных масс, поднимающихся отвесно, зависит от работы расширения воздуха и не есть следствие теплообмена с лежащими выше холодными слоями воздуха и не есть также следствие изменения с уменьшением давления теплоемкости воздуха. Кроме того, в этих весьма обстоятельных исследованиях им было установлено, что относительная влажность воздуха при его поднятии в атмосфере всегда увеличивается.  [29]

Часто цитируемое изречение Авенариуса, - говорит Норман Смит, - что мозг не есть ни седалище, ни орган, ни носитель мысли, есть отрицание тех единственных терминов, которыми только мы обладаем для определения отношения того и другого ( цит.  [30]



Страницы:      1    2    3    4